Когда я попытался найти в американских источниках радужные перспективы на 2019 год, нарисовалась картина типа появления новых технологий искусственного интеллекта. Никаких радостей в сферах политики и экономики, глядя вперед, не просматривается. Зато в катастрофических прогнозах недостатка нет. И самый неприятный, и одновременно реальный — связан с угрозой нового полномасштабного финансового кризиса. Если этот прогноз сбудется, то мало не покажется никому в мире. В том числе и России.

Аналитики дружно ожидают, что 2019 год будет для Америки еще более хаотичным, чем уходящий 2018-й, который завершился под шумный аккомпанемент отставки министра обороны Джеймса Мэттиса и частичного закрытия правительства США из-за отсутствия соглашения по бюджету.

Детонатор этого хаоса – Дональд Трамп. Он будет и дальше попирать нормы и правила, игнорировать мнение профессионалов – в этом никто не сомневается.

Одновременно все меньше американцев сомневается в том, что Трамп идет прямым курсом к импичменту. Дуглас Андерсон, международный бизнес-консультант, на сайте quora.com отвечает на вопрос: будет ли Трамп подвергнут импичменту в 2019 году? Его ответ: «Безусловно, да!». Но на вопрос о том, будет ли Трамп отстранен от должности, ответ дается противоположный: «Безусловно, нет!».

Кто избавит мир от Трампа?

Импичментом не хотят заниматься не только однопартийцы Трампа – республиканцы, но и противники-демократы. Процесс этот требует больших затрат времени и не обещает политических дивидендов – скорее наоборот: законодатели, избранные от тех штатов, где сильна поддержка Трампа, могут испытать на себе гнев избирателей в 2020 году, когда состоятся очередные выборы (будут переизбираться все конгрессмены и треть сенаторов). Но заняться этим неблагодарным делом, вероятно, народным избранникам все же придется.

В январе начнет работу Конгресс США нового созыва, в котором Палата представителей по итогам выборов 2018 года перейдет под контроль демократов, а Сенат останется под контролем республиканцев.

В руках демократов будут такие мощные рычаги, как руководство всеми комитетами Палаты представителей и возможность принимать любые решения на пленарных заседаниях простым большинством – которое у них есть, и даже с избытком. Избиратели будут требовать от руководства Демпартии использовать эти рычаги для устранения ненавистного президента – в соответствии с выводами комиссии Мюллера, которые, как ожидается, создадут предпосылки для импичмента.

Всё указывает на то, что специальный прокурор и его комиссия констатируют, во-первых, сговор избирательной кампании президента США с Москвой с целью победы Трампа на выборах 2016 года, и во-вторых, препятствование отправлению правосудия со стороны Трампа.

Целая обойма бывших помощников Трампа, включая его бывшего личного юриста Майкла Коэна, сотрудничает со следствием и дает показания – причем настолько ценные, что прокуроры, например, попросили суд не давать тюремный срок Майклу Флинну, отставному генералу, который недолго поработал помощником президента по национальной безопасности. Мало кто захочет идти в тюрьму за Трампа, который с легкостью необыкновенной отрекается от вчерашних союзников и клеймит их как лжецов и негодяев (адвоката Коэна он вообще обозвал «крысой»), как только они начинают говорить что-то неугодное ему.

Эти два главных обвинения, которые грозят Трампу, – далеко не всё: например, руководящие демократы в Конгрессе говорят о необходимости расследования немецкого Deutsche Bank и его связки с бизнесом Трампа (Trump Organization) по подозрению в отмывании «грязных» денег, в частности, российских.

Deutsche Bank в прошлом уже был вынужден уплатить гигантские штрафы штату Нью-Йорк за отмывание денег, а теперь им хотят заняться на федеральном уровне. Отметим, что германский финансовый гигант, имеющий обширные бизнес-связи в США, был единственным банком, пожелавшим иметь дело с Trump Organization. И есть подозрение, что трамповский бизнес отмывал «грязные» деньги вместе с кредитовавшим его немецким банком.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Брак по дружбе»: Белоруссия потребовала компенсации от российских нефтяников

Но даже если на Трампа выкатят целый товарный состав доказанных обвинений, и даже если в Палате представителей будет принято решение об импичменте, отстранение его от власти вряд ли состоится: эту вторую ступень процесса осуществляет Сенат, а там у республиканцев большинство – 53 места против 47 у демократов. Для отстранения от власти «импичнутого» нижней палатой президента, в верхней палате требуется 67 голосов. Иначе говоря, повторится сценарий 1998 года, когда Билл Клинтон был подвергнут импичменту за ложь под присягой, но остался до конца срока в Овальном кабинете, поскольку в Сенате не было нужного большинства за его отстранение.

Так что импичмент сам по себе не может избавить Америку и мир от инфантильного нарцисса с нестабильной психикой, из-за которого рушатся все устои политического и экономического мироустройства. Устранить его вследствие неспособности выполнять президентские обязанности (это позволяет сделать 25-я поправка к конституции США) республиканцы тоже вряд ли захотят.

Остается только ждать выборов 2020 года и надеяться, что демократы выставят против Трампа кого-то харизматичного, опытного и зубастого, способного не хуже Трампа клеймить противника крепким словцом, издеваться над ним и вешать на него ярлыки. Такой человек – бывший вице-президент Джо Байден. Его уговаривают выставить свою кандидатуру многие авторитетные люди, но к выборам 2020 года ему будет 76 лет, и он крепко думает – а стоит ли?

Есть еще один потенциальный кандидат, способный «укатать» на выборах Трампа: Майкл Блумберг, один из самых богатых людей в мире, который, в отличие от Трампа, «сделал сам себя» без жульничества, только за счет своего изобретательского мышления и работоспособности. Его именем названа созданная им империя деловой информации, услугами которой пользуются корпорации и биржи на всех континентах. Он 12 лет был мэром самого большого города США – Нью-Йорка. Его тоже уговаривают баллотироваться против Трампа. Он очень хочет, чтобы Трампа не было в Белом доме. Но в 2020 году он будет даже старше, чем Байден: ему будет 78 лет. В бой идут одни старики!

Впереди – экономический спад

Вторая главная тема будущего года – экономика. Почти половина (48,6%) финансовых директоров крупных американских корпораций опасается, что во второй половине 2019 года начнется рецессия. Опрос, проведенный Университетом Дьюка, показал, что подавляющее большинство корпоративных финансовых руководителей (82%) считают рецессию неизбежной если не в следующем, то в 2020 году.

Первым буревестником, возвестившим начало конца экономического подъема, длящегося уже почти десятилетие, стало резкое падение фондовых рынков в конце 2018 года. О том, что биржевики Уолл-стрита беспокоятся не зря, свидетельствует и декабрьское заседание руководящих органов Федеральной резервной системы (центробанка) США: на нем в четвертый раз в текущем году была повышена (на 0,25%) базовая учетная ставка, но Федрезерв просигнализировал, что в будущем году, вероятно, будет всего лишь два повышения. Значит, дела в экономике идут не очень хорошо, и она требует ускорения с помощью «дешевых денег».

Хотя и с большой осторожностью, но американский центробанк прогнозирует замедление экономики США – 3% рост ВВП в 2018 году, 2,3% в 2019-м, и всего лишь 2% в 2020-м. (Многие экономисты полагают, что не будет даже этого плюса, а будет минус).

Сокращение темпов роста, констатирует ФРС, связано не в последнюю очередь с издержками торговой войны, которую развязал Трамп. Упомянутое выше исследование Университета Дьюка показало, что главные финансисты 212 корпораций пессимистически оценивают перспективы прибыльности своих компаний в будущем году: если в сентябре 2018-го темпы роста прибыли составляли 13%, то в 2019 году ожидается всего 4,5%. Также прогнозируется сокращение темпов роста доходов, корпоративных инвестиций, расширения штата компаний и других показателей.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Медведев жестко раскритиковал США на Гайдаровском форуме: "Бестолковая политика"

Рейтинговая компания S&P Global Ratings оценивает вероятность рецессии в ближайшие 12 месяцев в 15 – 20%; в августе эта фирма давала более низкую оценку – от 10% до 15%. Банковская корпорация JPMorgan Chase повысила свой прогноз вероятности рецессии в 2019 году с 25% в сентябре до 36% в декабре. В общем, миновать рецессии Америке едва ли удастся – лишь 18% финансистов, опрошенных Университетом Дьюка, думают, что до конца 2020 года рецессии не будет.

Между тем, не только в США, но и в других развитых странах Запада дела обстоят не самым лучшим образом. В Европе от греческого кризиса пришли к итальянской нестабильности, которая грозит гораздо более тяжелыми последствиями в силу размера итальянской экономики (четвертая по величине в ЕС).

Не добавляет оптимизма и забуксовавший в разногласиях Брекзит – пока неясно, как Великобритания будет расставаться с Евросоюзом. Париж в декабре буквально горел, убытки от беспорядков – колоссальные, и есть опасения, что это может повториться. Япония стимулирует свою экономику, удерживая ее от возврата в рецессию, такими колоссальными вливаниями, что портфель ценных бумаг, скупленных японским центробанком уже превышает ВВП страны. Если ЦБ начнет избавляться от этого груза, Япония может вернуться в рецессию. Если продолжит стимулирование, это грозит инфляционным кризисом. И так, и так плохо.

Россия как альтернатива

В свете подобных перспектив инвесторы начинают искать возможности вложения средств в формирующиеся экономики стран Азии, Африки, Латинской Америки и бывшего «соцлагеря». Финансовый аналитик Кеннет Рапоза пишет в журнале Forbes: «Умные деньги» уходят из США за границу». Эти деньги побегут, как ожидает эксперт, в развивающиеся экономики.

В результате многолетнего «надувания биржевого пузыря» в Америке слишком высоки биржевые котировки ценных бумаг – несмотря на то, что к концу года биржа падала много дней подряд, причем по-крупному, и декабрь 2018-го биржевики признали «худшим декабрем со времен Великой депрессии». Формирующиеся рынки, тем временем, предлагают инвесторам дешевизну капиталовложений и высокий процент отдачи на инвестированные средства.

Конечно, есть и неблагоприятные факторы – во-первых, повышенный риск (ценные бумаги американских компаний намного безопаснее, чем, скажем, бразильские, турецкие или российские), а во-вторых, другая «ценность ценных бумаг» за счет того, что номинированные в долларах финансовые активы имеют больший вес за счет высокого курса доллара. Но доллар не будет расти вечно – это ясно показывает декабрьское решение американского Федрезерва о снижении темпов (а может быть, и сворачивании) повышения учетных ставок, начиная с 2019 года.

С начала ноября по начало декабря в инвестиционные фонды США, предлагающие активы развивающихся рынков, было вложено $8,34 млрд. Только в Китай, несмотря на общий негативный настрой инвесторов, за месяц было вброшено $3,49 млрд американских денег. А инвестиции в американские активы за этот же период сократились на $2,9 млрд.

Менеджер инвестиционного фонда и ведущий программы Fast Money на канале CNBC Тим Сеймор говорит: «Выгодность российских инвестиций растет опережающими темпами», добавляя, что они, с одной стороны, дешевые, а с другой — приносят высокую прибыль. И выносит вердикт: «На будущий год я покупаю биржевые инвестиционные фонды Турции (TUR), Бразилии (EWZ) и России (RSX)».

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  АО «ТЭПК» Руслана Байсарова построит первую железную дорогу в Тыве

В то же время, американские эксперты отмечают, что у дешевизны российских активов есть объяснение, сопряженное с большим риском для инвесторов: «нескончаемая волна санкций», о которой писал журнал Forbes в начале декабря 2018-го. «Огромный негатив, – говорилось в этой публикации, – это предлагаемый запрет на торговлю новыми долговыми обязательствами правительства России». Прямые иностранные инвестиции в экономику РФ сократились в первой половине 2018 года более чем на 50%, указывал Forbes.

Санкции в полную силу не применят

Пока санкции против госдолга РФ остаются нереализованным риском. В декабре Евросоюз продлил на полгода свой пакет секторальных санкций против России, а США объявили новый раунд санкций против юридических и физических лиц РФ, но госдолг ни там, ни там не фигурирует. Первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов надеется, что санкции на российский госдолг введены не будут, и вместе с ним на это надеются многие американские эксперты.

Аналитический журнал Business New Europe (BNE) указывает, что даже санкции против РУСАЛа Вашингтону пришлось отменить, так как их результатом стал панический хаос на мировом рынке алюминия. «Россия гораздо больше интегрирована в глобальный рынок, чем это понимает министерство торговли США. А в отношении суверенного долга РФ это правдиво вдвойне», – пишет BNE.

Тем не менее никто не сомневается, что в 2019 году официальный Вашингтон будет и дальше наращивать санкционное давление на Россию. Конгресс США продолжит консультации по санкциям против РФ, в отношении которых внесено сразу несколько законопроектов.

Первый – за «вмешательство Москвы в выборы» – предусматривает автоматические санкции без согласования с президентом: заморозку активов и корреспондентских счетов российских госбанков в США, блокировку активов крупных оборонных и энергетических компаний РФ, запрет на покупку российских долговых бумаг.

Второй законопроект предлагает запретить резидентам США операции с новым российским госдолгом, заблокировать долларовые расчеты банков РФ, ограничить инвестиции в российский энергетический сектор.

Третий билль – это еще один пакет санкций в связи с делом Скрипалей. Документ предусматривает шесть вариантов санкций за невыполнение требований властей США, из которых президент США должен применить минимум три. В число «наказаний а-ля карт» входят блокировка выдачи России займов и кредитов от международных финансовых организаций и американских банков, запрет на экспорт в Россию американских товаров и запрет на импорт российских товаров и технологий в США, снижение уровня дипотношений, приостановка рейсов «Аэрофлота» в Америку и прочее.

Насколько опасны для российской экономики эти санкционные угрозы? Начнем с того, что любой из трех законопроектов, если и будет принят, то, скорее всего, с «понижением градуса». Далее, как отмечает BNE, «Россия в основном готова к полномасштабной экономической войне с США. Она накопила валютные ресурсы в размере $470 млрд (это покрывает 23 месяца импорта). Внешний госдолг России составляет 15% ВВП – это рекордно низкий показатель… Россия продала почти весь свой портфель американских долговых обязательств. Все это дает России устойчивость против внешнего давления».

Конечно, как признают практически все аналитики, санкции будут оказывать тормозящее воздействие на российскую экономику, но нет причин из-за санкций впадать в новогодний пессимизм. Скорее надо переживать за экономику США: если оттуда начнется глобальная рецессия, то Россия почувствует ее куда сильнее, чем любые санкции.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x