России надоело уговаривать Соединенные Штаты сохранить основополагающее соглашение в сфере контроля над вооружениями — Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. И надоело оправдываться перед США за несуществующие грехи по неисполнению этого документа, в чем Вашингтон последние годы бездоказательно обвиняет Москву. Хватит унижаться. Именно так можно оценить резкие заявления президента России Владимира Путина, сделанные им на встрече с главами МИД и Минобороны 2 февраля. «МК» расспросил экспертов о тех ответных шагах военно-технического характера, которые озвучил президент.

Итак, какие задачи Владимир Путин поставил перед ведомством Сергея Шойгу и оборонной промышленностью? Они довольно конкретны.

Во-первых, поручено начать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию наземной версии крылатых ракет большой дальности «Калибр». Сегодня эти ракеты с дальностью до 2500 километров размещаются исключительно на кораблях и подлодках. Они относятся к категории ракет средней дальности (от 1000 до 5500 км). Договору РСМД это не противоречит, поскольку он накладывает ограничения только на ракеты наземного базирования.

Теперь Путин распорядился «приземлить» эти ракеты, то есть создать сухопутные пусковые установки, способные запускать «Калибры» с земли. Работы по созданию наземного варианта «Калибра» начнутся в ближайшие месяцы.

Второе направление – создание гиперзвуковых баллистических ракет наземного базирования средней дальности. Путин поддержал предложение министра обороны открыть научно-исследовательскую работу, переходящую в опытно-конструкторскую по созданию наземных комплексов гиперзвуковых баллистических ракет средней и меньшей дальности.

Президент назвал эти меры зеркальным ответом на решение США начать разработку ракет средней дальности, а также создать ядерные боезаряды малой мощности, которые могут использоваться на таких ракетах.

Меры эти могут быть технически быстро реализованы с учетом созданного в стране научно-технического задела по ракетной и гиперзвуковой тематике, сказал «МК» военный эксперт Алексей Леонков.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Украина отказалась допускать на выборы президента российских наблюдателей

-Думаю, задача привязки морских «Калибров» к наземным пусковым установкам может быть решена очень быстро. Сегодня «Калибры» на кораблях размещаются в транспортно-пусковых контейнерах. Грубо говоря, поставить эти контейнеры на колеса – труда не составит. Естественно, надо будет адаптировать и систему наведения. По моим оценкам, на это уйдет меньше года. В конце 2019 года могут пройти первые пуски «приземленных» «Калибров», а уже в следующем году можно будет начать серийное производство, – сказал Алексей Леонков.

По его словам, создание гиперзвуковых баллистических ракет средней и меньшей дальности может потребовать несколько больше времени. Но с учетом наработок, которые имеются по оперативно-тактическим ракетным комплексам «Искандер-М» и баллистическим ракетам «Ярс», создать новый класс ракет можно гораздо быстрее, чем это смогут сделать США.

-Думаю, через полтора-два года могут состояться пуски гиперзвуковых баллистических ракет средней дальности, – сказал эксперт.

Он напомнил, что ракеты «Искандера-М» развивают скорость, в шесть раз превышающую скорость звука. Установка дополнительной ступени позволит разгонять боевые заряды до скоростей в 10 Махов и более.

По оценке эксперта, теоретически есть возможность создать ракеты средней дальности на базе существующих межконтинентальных баллистических ракет «Ярс». Для этого достаточно сделать из двухступенчатых ракет одноступенчатые.

Алексей Леонков напомнил, что в России были приостановлены работы по созданию железнодорожных боевых ракетных комплексов «Баргузин», для которых предусматривалось создание облегченных ракет.

-Думаю, к этим работам также могут вернуться, – сказал эксперт.

По его словам, очень важно, что ответные меры на выход США из Договора по РСМД не потребуют дополнительного финансирования, а укладываются в те траты, что предусмотрены Госпрограммой вооружений и гособоронзаказом.

В свою очередь, военный эксперт Олег Желтоножко сказал «МК», что быстрое возобновление производства ракет советской разработки РСД-10 «Пионер» – самый быстрый и сравнительно недорогой способ ответить на приостановку Соединенными Штатами выполнения Договора о РСМД. В свое время эти ракет массово строились в СССР, а потом были ликвидированы по Договору о РСМД, подписанному Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Для военных саперов разработали экзоскелет

-Чтобы вразумить Дональда Трампа и его администрацию, не обязательно прибегать к изготовлению дорогостоящего наземного варианта «Калибра». Можно обойтись и более старыми разработками, – сказал Олег Желтоножко. – Например, ракетами РСД-10 «Пионер», которые в свое время наводили ужас на НАТО под именем SS-20 Sabre («Сабля»). И именно они чуть ли не первыми пошли под нож еще в 1988 году по Договору РСМД, который сегодня уже фактически разорван в клочья. Тогда мы наделали их под две тысячи. Это была очень грозная сила.

По его словам, сейчас у России, конечно, возможности поскромнее, чем у СССР.

-Однако и сегодня мы можем очень быстро наладить производство таких же или похожих ракетных систем – предприятия с необходимой базой и инфраструктурой и документацией у нас остались, – сказал эксперт.

В то же время, эксперт считает, что разместить свои ракеты за рубежом, например, в дружественных странах Латинской Америки — в Венесуэле, на Кубе или в Никарагуа, Россия вряд ли сможет.

-Власти этих стран давно уже поняли, что нынешняя администрация США здравомыслием не блещет. Зачем же они будут подставляться? Ни кубинцам, ни никарагуанцам, ни венесуэльцам, ни кому бы то ни было еще не нужны такие огромные риски, – сказал Олег Желтоножко.

По его мнению, в новую «гонку вооружений «сваливаться» не нужно».

-Спешное создание дополнительных наземных средств и систем особого назначения смысла не имеет, – считает эксперт. – Например, один ракетный корабль с «Калибрами», который стоит в Калининграде, обладает ничуть не меньшими способностями, чем аналогичная, но наземная сухопутная система.

Самое правильное, считает эксперт, не делать никаких резких шагов.

-Мы пока просто имеем дело с некоторыми словесными заявлениями со стороны американцев. Они заявили, что начинаются какие-то разработки систем вооружения, которые раньше Договором о РСМД были запрещены. И паниковать тут не нужно. Надо, прежде всего, смотреть: что именно будет развертываться из систем, которые нарушают условия Договора. И в соответствии с этим надо уже конкретно реагировать.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  В штабе Зеленского признали возможным мир в Донбассе по российскому плану

***

Президент на встрече с главами внешнеполитического и оборонного ведомств заявил также, что хочет посмотреть, как идет работа по ключевым программам стратегического вооружения — гиперзвуковому авиационному ракетному комплексу «Кинжал», боевому лазеру «Пересвет», маневрирующей боеголовке «Авангард», тяжелой ракете «Сармат», подводному стратегическому беспилотному комплексу «Посейдон». На этих, уже хорошо известных проектах, Путин не остановился. «Мы знаем о планах некоторых стран разместить оружие в космосе. Я хочу услышать о том, как будет купирована и эта возможная угроза», – сказал президент Сергею Шойгу.

Итак, спектр ответных мер России в военной области после краха Договора о РСМД примерно понятен. Но куда важнее этих мер представляется тональность заявлений российского лидера в ответ на очередной внешнеполитический зигзаг США. Еще вчера Путин терпеливо предлагал американским партнерам повестку дня в области ограничений вооружений. Теперь же он запретил МИДу и Минобороны инициировать такие переговоры с США. Кто знает, может, именно этот резкий поворот поможет нашим партнерам «созреть» для содержательного диалога. Как в том анекдоте: если не хотите слушать Лаврова — послушайте Шойгу.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x