Новая гонка вооружений уже началась. По крайней мере, словесная. Президент США Дональд Трамп презентовал новую доктрину в области противоракетной обороны (ПРО), предусматривающую, в частности, формирование космического эшелона — сенсорных и ударных спутников. Президент России Владимир Путин в ответ анонсирует такой арсенал нового оружия, что голова идет кругом. Правда, обещает уложиться в бюджетные лимиты на оборону. «МК» вместе с экспертами разбирался, не пытаются ли США спровоцировать нас на неподъемные траты, чтобы победить без войны.

Во время встречи с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу, посвященной ситуации с Договором о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), президент сказал, что лично проверит ход работ по основным стратегическим военным проектам. При этом он особо остановился на угрозах, исходящих из космоса. «И мы знаем о планах некоторых стран разместить оружие в космосе. Я хочу услышать о том, как будет купирована и эта возможная угроза», – сказал Владимир Путин, обращаясь к Сергею Шойгу.

Страны, готовящиеся к «звездным войнам, не названы. Но одна из них своих планов не скрывает. Это США. По крайней мере, в долгосрочном обзоре ПРО, представленном недавно в Пентагоне, некоторые эксперты увидели прямое продолжение рейгановской «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) образца 1980-х годов. Трамп поддержал планы военных создать «многоэшелонированную» систему спутников предупреждения о ракетном нападении, расположенных на разных орбитах, но объединенных единой системой обработки информации и управления. Кроме того, заявлено о необходимости создания в перспективе космической системы перехватчиков баллистических ракет космического базирования.

В прошлом веке, кстати, так и не реализованная в США рейгановская СОИ вынудила СССР пойти на громадные оборонные траты. Один из самых известных и самых дорогих проектов того времени – «Энергия» – «Буран». СССР на излете своего существования этот проект не потянул. Американский аналог «Бурана» — шаттлы — отработали почти два десятилетия, выполнив десятки полетов, в том числе к станциям «Мир» и МКС. При этом один старт шаттла обходился НАСА в полмиллиарда долларов.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Украина предъявила новые обвинения участникам инцидента в Керченском проливе

В СССР на рубеже 70-80-х годов в пику американской «СОИ» было проведено двадцать с лишним натурных экспериментов в космосе по испытанию противоспутникового оружия. США, к слову, провели в первой половине 80-х лишь один натурный эксперимент, в ходе которого сбили спутник ракетой, пущенной с борта самолета.

И вот история с космическим устрашением повторяется. Насколько же реальна угроза появления в космосе американских ударных вооружений? Вот что на это счет сказал «МК» руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

-Глядя на скорость развития научно-технических средств, можно сказать, что лет через двадцать США будут способны построить глобальную противоракетную оборону с полноценным космическим сегментом. Не раньше. Эта задача решаемая, но не быстрая.

По мнению эксперта, идеи использования лазерного оружия в космосе для поражения межконтинентальных баллистических ракет или спутников — «это чистая фантастика».

-Противоспутниковые системы космического базирования в силу орбитальной динамики очень неэффективны. К тому они иррациональны по критерию «эффективность — стоимость». То есть, чтобы сбить какой-то спутник при помощи другого спутника, понадобится потратить больше денег, чем стоимость сбиваемого объекта, – сказал Иван Моисеев. – Кстати, в 80-е годы было заключено негласное соглашение между США и СССР о том, что ударные системы космического базирования разрабатываться не будут. И эта договоренность до сих пор выполняется. Конечно, не из-за благих пожеланий двух стран или их миролюбия, а, прежде всего, из-за того что, экономическая эффективность таких ударных систем очень низкая.

По словам эксперта, сейчас Пентагон в рамках выделенных бюджетных средств совершенствует систему предупреждения о ракетном нападении с упором на использование более продвинутых спутниковых сенсоров или датчиков, а также на обработку полученной с них информации. На создание глобальной космической ПРО средства не выделены.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Генерал ВВС Венесуэлы присягнул Гуаидо

По некоторым оценкам, такая программа стоила бы несколько триллионов долларов. К примеру, стоимость только одного военного спутника в США может превышать миллиард долларов. А таких спутников в случае реализации новой доктрины «Звездных войн» может потребоваться десятки и сотни.

-Реальная угроза для нас — это 500 противоракет Standard Missile 3 (SM-3), которыми сегодня располагают США. Их пятая модификация, которая вот-вот появится, будет иметь расширенные возможности по перехвату баллистических ракет, – сказал Иван Моисеев. – Противоракеты размещаются на кораблях, а также на базах ПРО США в Румынии и на Аляске. То есть создание большого количества относительно дешевых противоракет самого разного базирования – это реальный путь, по которому США уже идут. А такие вещи, как ударное оружие в космосе, рассматриваются только концептуально, на уровне теории.

Выходит, не мнимых «звездных войн» стоит опасаться, а вполне реальных кораблей и баз с комплексами ПРО. Но против таких целей у России есть хорошее противоядие — сверхзвуковые крылатые ракеты большой дальности авиационного и морского базирования. Судя по всему, скоро по указанию президента появятся и новые ракеты.

Военная безопасность — сфера чувствительная. Она касается каждого из нас. В том числе и как налогоплательщиков. И, конечно, хочется, чтобы выделенные на оборону немалые средства шли именно туда, куда нужно. А не на борьбу с мнимыми опасностями.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x