И без того внушительный список товаров, подлежащих обязательной маркировке, по распоряжению премьера Дмитрия Медведева увеличится вдвое. К табачным изделиям и шубам, лекарствам, обуви и одежде, парфюмерии, кухонному и постельному белью могут прибавиться готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея, бытовая техника, детское питание, растительное масло, косметика, бытовая химия и безалкогольные напитки. Мотивы кабмина не совсем понятны: в попытке пометить кодами такое количество товаров для экономики и потребителей больше явных минусов, чем плюсов.

Подписанное Медведевым распоряжение об обязательной маркировке расширенного списка товаров правительство уже направило Евразийской экономической комиссии. Создать сплошную систему маркировки товаров кабмин решил в конце 2017 года. К 2024 году эта система должна заработать в полном режиме и включить в себя широкий спектр товаров. По сути, все, что продается должно быть помечено специальными кодами, по которым можно отследить путь товара от производства до потребителя.

Новые маркировочные нормы уже вызвали бурю беспокойства у предпринимателей. Им теперь придется актуализировать свою работу, чтобы не нарваться на штрафы. Необходимость в чипировании попавших под закон товаров объясняется так: власти ратуют за уменьшение объема контрафакта и защиту прав потребителей. Само собой, финансовый интерес тоже преследуется: правительство рассчитывает таким образом обелить теневой бизнес и увеличить собираемость налогов. Для бизнеса же новые правила — сплошная головная боль: производителям нужно закупить оборудование для нанесения штрихкодов, а продавцам – онлайн-кассы для работы с маркированными товарами и 2D-cканнер. Как отмечал первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов, повальная маркировка — дополнительное бремя для производителей, которое не ускоряет, а лишь тормозит экономический рост.

Глава Союза потребителей России Петр Шелищ соглашается: для большинства товаров из списка маркировка не актуальна. «Вводить обязательную маркировку нужно для продукции, производители которой об этом просят. Потому что она должна защищать не только потребителей, но и предпринимателей. Большинство отраслевых союзов, в том числе, ассоциации производителей шин и резинотехнических изделий, парфюмерно-косметической продукции, бытовой техники и электроники говорят: у нас нет проблемы контрафакта, так как подделывать шины или фотокамеры в России чересчур накладно и не выгодно. Однако их не слышат», — жалуется эксперт.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Хуже было только в кризис: деньги бегут из России ударными темпами

Более того, для некоторых категорий товаров маркировка будет избыточной мерой отслеживания качества. Например, электронику сертифицирует Ростест, а для животноводческой продукции существует система ветеринарной сертификации «Меркурий».

«Вполне достаточно чего-то одного. Ведь за все дополнительные издержки для бизнеса заплатит потребитель, которому даже не обосновали необходимость обязательной маркировки. Нигде в мире нет обязательной маркировки всех товаров. Ее вводят, когда подтверждено негативное влияние на рынок нелегальных производителей. В итоге выиграют только те, кто этой маркировкой будет заниматься», — полагает Шелищ.

Во сколько нелогичные нововведения обойдутся потребителям оценить сложно. Когда вводили маркировку для шуб каждый чип стоил 15 рублей, вспоминает глава Союза потребителей. В цене шубы такая сумма потерялась, а вот в цене безалкогольного напитка или детского питания она будет сильно ощущаться. Тут показателен опыт Белоруссии. Там, ввели маркировку чая и кофе, в результате цена взлетела на 20%.

Таким образом, у обязательной маркировки не так уж много неоспоримых плюсов — происхождение оставшихся на рынке товаров будет проверено. Минусов же огромное количество: издержки бизнеса обернутся уходом мелких игроков с рынка, люди потеряют рабочие места, цены в магазинах взлетят.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x