14 декабря сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова и депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму законопроект, который должен защитить Рунет от возможных санкций Запада в области кибербезопасности. Парламентарии говорят о правилах работы отечественного интернета в автономном режиме. Возможно ли это осуществить в условиях глобальной Сети и чем все эти новшества грозят российским пользователям?
Авторы законопроекта предлагают создать возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, эти меры должны обеспечить независимость российского сегмента сети от зарубежных серверов. С этой целью будут определены трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. А их владельцы, операторы связи, согласно документу будут обязаны при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком.
Кроме того, предлагается установить на сетях связи некие «технические средства, определяющие источник передаваемого трафика». «Они должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика», — отмечают авторы законопроекта.
Для рядового пользователя интернета все эти термины звучат, как птичий язык. Поэтому мы поинтересовались у специалиста члена экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никиты КУЛИКОВА, насколько это вообще возможно с технической точки зрения – сделать Рунет автономным от «мировой паутины»?
– Сложный вопрос. Техническая сторона в законопроекте как раз и не расписывается. Этот документ скорее всего, некая полтическая декларация о намерениях. Парламентарии хотят сказать, что готовы защитить российских пользователей интернета от внешних угроз. Но каким образом они собираются это делать – не ясно. Даже профильный комитет Госдумы никаких комментариев пока не давал по этому поводу.
– И все-таки, если допустить, что технические средства позволят нам закуклиться и обособиться от всемирной Сети, что будет с электронной почтой, соцсетями, поисковиками и прочими сервисами, мы сможем ими пользоваться?
– Рунет будет в этом случае похож на мегапортал. Что-то вроде нынешнего «Майл.ру», где есть своя почта. поисковик, какие-то развлекательные и информационные сервисы. Так что многие сервисы будут сохранены. А на место тех, что будут потеряны, придут их клоны. Может, только дизайн изменится. Но конечно часть информации будет потеряна, особенно та, что будет приходить от зарубежных источников. Но я еще раз повторяю, что данный законопроект носит прежде всего декларативный характер, конкретики в нем пока очень мало, и я сомневаюсь, что он вообще будет принят в таком виде.
– Однако в нем говорится о необходимости создания инфраструктуры, позволяющей обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым интернет-серверам. А еще о том, что необходимо проводить регулярные учения органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей «по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети интернет». Как-то все это очень тревожно звучит. Мы что готовимся стать Северной Кореей номер два?
– Мне кажется, цель этого законопроекта не в том, чтобы напугать российских интернет-пользователей, а наоборот, успокоить ту часть отечественного бизнеса, который связан с IT-технологиями. Государство хочет сказать, что позаботится о них в случае внешних угроз. Ведь с экономической точки зрения этот сегмент развивается в нашей стране довольно стабильно, есть на лицо позитивная динамика роста, в «цифру» вкладывают сейчас большие деньги, поэтому нельзя допустить, чтобы нам перекрыли кислород западные партнеры, или чтобы на рынке цифровых технологий началась паника.
– То есть все эти словесные интервенции адресованы бизнес-сообществу, работающему в сфере цифровых технологий?
– Ну, можно и так сказать. У нас в этом направлении уже ведется большая работа. Госструктуры переходят на российский софт, отечественное программное обеспечение, сейчас ведутся разговоры о том, что хорошо бы и «железо» свое иметь. В общем, кибербезопасностью в нашей стране занимаются давно, и многое делается совершенно правильно. Хотя конечно изоляция Рунета от глобальной Сети – ради каких бы благих целей она не вводилась – лишит отечественных пользователей определенной части информации и сервисов.
И все-таки, в интернет-сообществе оценки в адрес авторов нового законопроекта звучат далеко нелестные. Многие блогеры уже высказали свое мнение, что таким образом власть старается взять российский сегмент интернета под свой контроль. Напомним, что ранее тот же Андрей Клишас вместе с другими сенаторами предложил ввести ответственность граждан за распространение в интернете материалов, выражающих явное неуважение к власти. Почему все-таки именно сейчас родился на свет законопроект о защите Рунета? Если уж на то пошло, то американская стратегия кибербезопасности появилась еще в сентябре. Почему тогда наши законодатели ждали так долго с ответным ходом? За ответами на эти вопросы «МК» обратился к политологу, президенту Института национальной стратегии Михаилу РЕМИЗОВУ.
– Законодательство в сфере кибербезопасности недорегулировано, как на международном уровне, так и внутри нашей страны. Думаю, что тема эта еще долго будет злободневной. Американцы первыми вступили в игру и жестко стали давить на своих конкурентов в этой области, кстати, под прессинг попали не только мы, но и китайцы. А сейчас и мы зашевелились.
– Но обычные люди видят в подобных шагах власти лишь репрессивные меры.
– С одной стороны, к этому есть предпосылки. Речь и о пресловутых репостах в социальных сетях, и о новой законодательной инициативе – желание ввести наказание за критику власти. Естественно, что граждане в каждом шаге наших политиков видят лишь ограничение своих прав. Однако это не всегда так. Тот же интернет уже давно перестал быть средством развлечения или коммуникации. Общественность недооценивает тот факт, что он является важной составляющей системы жизнеобеспечения страны, и конечно Рунет нуждается в защите на государственном уровне. Не берусь судить, насколько возможно сделать его полностью автономным в случае западных санкций, однако искать пути решения этой проблемы обязательно нужно.