Война в ДНР, вооруженный конфликт в Керченском проливе, раскол православия на Украине — эти темы были во внимании российских и зарубежных СМИ в течение всего года. Новый 2019 год тоже обещает быть непростым: Украину ждут президентские выборы, и что в связи с этим может произойти в стране и в наших отношениях – бог весть. Мы поговорили с ведущими экономическими аналитиками и украинскими политологами о том, как могут развиваться отношения между Россией и Украиной в грядущем году.
Кандидат политических наук Алексей Якубин подчеркивает, что Украина сейчас имеет глобальную взаимозависимость: Украина — Европа — Россия — США. Таким образом, выборы, которые должны состоятся на Украине в ближайшие три месяца, будут иметь долгосрочные последствия для безопасности Центральной, Восточной Европы и дальше.
«На самом деле только кажется, что эти выборы имеют внутриполитическое значение. От них будет зависеть, свернется ли эскалация конфликта или в дальнейшем мы увидим новую попытку милитаризации », – считает политолог.
Напомним, 26 декабря истек срок действия военного положения в 10 украинских областях. Президент Петр Порошенко ввел его после инцидента в Черном море, где пограничной службой ФСБ России были задержаны суда ВМС Украины. Российские власти заподозрили Киев в том, что руководство страны устроило провокацию с целью перенести дату выборов главы страны и получить дополнительные очки избирателей. Заподозрили и в этом президента и депутаты Верховной рады, которые согласились на весьма ограниченное введение военного положения. Поэтому президентская кампания пройдет 31 марта, как и планировалось.
– Не постараются ли власти Украины вновь затянуть этот процесс?
– У Порошенко очень низкий рейтинг одобрения, но при этом он имеет административные ресурсы и возможности влиять на повестку. Думаю, что следует ожидать с его стороны очередных провокаций, направленных на затягивание этого процесса. Тем не менее, была показательная ситуация, когда в Киев приезжал Курт Волкер и однозначно заявил, что выборы должны пройти. Для Банковой это стало неким сигналом из Вашингтона, а до этого, кстати, поступали сигналы и из Берлина, что выборы – это такая «священная корова», которую трогать нельзя, – говорит Якубин.
– Каких итогов от них ожидать и как они могут повлиять на отношения с Россией?
– Сейчас есть три ключевые темы, которые хочет видеть избиратель. У жителей Украины есть запрос на социальное благополучие, снижение тарифов, на работающую правоохранительную систему, на решение коррупционных дел, и прежде всего, люди хотят мира в стране.
Граждане устали от того, что на любой вопрос они получают объяснение: «у нас же война, конфликт», и руководство самоустраняется от решения этих проблем. Есть понимание, что власти используют военную тему для прикрытия своих же проблем. От этого обострилось желание убрать войну.
Поэтому, если говорить о лозунгах Порошенко «Армия, Вера, Язык» , то они не совпадают с желаниями избирателей. То есть люди говорят — Мир, а он отвечает — Армия.
Пока выглядит так, что больше всего шансов на победу у Юлии Тимошенко. Она, конечно, повторяет всю повестку Банковой, но тем не менее она предлагает и свою и, кажется, что с ее приходом к власти появится шанс немного смягчить отношения с Москвой.
Например в предложенном ею меморандуме «Будапешт плюс» она говорит о том, что без России сложно представить решение комплекса проблем, которые стоят перед Украиной.
В 2019 году заканчивается контракт по использованию газотранспортной системы Украины. Тимошенко понимает, что так или иначе с Россией нужно взаимодействовать, и она готова приспосабливать свою стратегию в зависимости от ситуации.
Я думаю, что в ее интересах будет скорее закончить с войной и она будет стараться договариваться со всеми.
С другой стороны, позволит ли ей быть таким компромиссным кандидатом тот дискурс, который уже сейчас создан? Но думаю, что таких неформальных попыток стоит ожидать. Она будет понимать, что следует перезагружать отношения с Россией и с Западом, потому что в существующем формате ситуация для Украины развивается не лучшим образом.
– Стоит ли ждать в будущем году новых потрясений в религиозной войне Украины с Россией? Как будет развиваться конфликт?
– Верховная рада приняла закон о переименовании УПЦ МП. И, хотя Украинская церковь говорит, что имеет достаточно автономный статус от РПЦ и что они не будут переименовываться, на них все равно оказывается колоссальное давление.
Здесь стоит сказать, что экспертно-аналитическое управление Верховной Рады, анализируя этот законопроект, заявило, что эта инициатива правительства противоречит Конституции страны, закону о религии и религиозных организациях, а также противоречит нормам международных обязательств, которые есть у Украины. То есть у УПЦ будет возможность юридически этот закон оспорить и защитить себя.
Но сам факт того, что этот документ был принят, свидетельствует о том, что Порошенко рассматривает религиозную тематику как часть свой избирательной кампании. И я не исключаю, что на УПЦ будет усиленное давление и нападки.
В особенности их стоит ожидать после 6 января, когда новая православная церковь в Украине получит Томос и Устав. В ближайшие месяцы Банковая будет пытаться как-то переключить повестку дня на перераспределение приходов.
Сейчас у УПЦ самая большая церковь в стране, она имеет свыше 12 тысяч приходов, в то время как приходов новой структуры около 5 тысяч. Думаю, что эти три месяцы перед выборами Порошенко будет активно заниматься религиозной тематикой и усиленно давить на Лавру.
Но и это еще не все. Есть конфликты между отдельными структурами и патриархом Варфоломеем, который видит новую украинскую церковь в своем подчинении, в то время как ее представители требуют полной независимости. Конфликтов очень много, и во многом их решение будет зависеть от власти. Позволит ли она захватывать приходы, будет ли в дальнейшем принят закон о самоопределении общин и как будет реализовываться этот закон о переименовании.
– Как может измениться ситуация на востоке Украины?
– Тут, без сомнений, все будет зависеть от того, как пройдут выборы, в том числе – парламентские. Более того, это один из последних шансов на то, чтобы «Минские соглашения» как-то реализовывались и территория все-таки реинтегрировалась. Очевидно, что чем дальше затягивается этот конфликт, тем больше обособления возникает. Тем более, что в России будет принят закон об упрощении получения гражданства. И очевидно, что многие воспользуются этой возможностью. То есть сейчас важен исход выборов и готовность нового политического руководства идти на компромиссы, потому что по- другому эту ситуацию не решить.
С другой стороны, много звучало сценариев о попытке разморозить ситуацию военным путем в контексте выборов – чтобы сорвать или первый, или второй тур, который планируется в апреле. Вполне возможно, что кто-то у власти в Киеве будет готов пойти на такой сценарий, чтобы сорвать президентские выборы.
Недавно руководитель ОБСЕ Томас Гремингер заявил, что вина за возможную эскалацию может лежит на двух сторонах и это говорит о том, что ситуация остается напряженной. И вместе с религиозной картой, украинские власти разыгрывают карту Востока.
– Почему возник конфликт в Азовском море и как он будет развиваться?
– Это это новая точка конфликта. И мне вообще кажется, что Азов – это попытка заместить Донбасс. Власти пытаются создать какую-то успешную маленькую войну, чтобы потом ее медийно раскручивать и пытаться получить какие-то дивиденды от этой истории. Во многом ситуация будет зависеть о того, будут ли созданы какие-то структуры регулирования Керченского пролива.
Посредником в этом вопросе может выступить миссия ОБСЕ, плюс должны быть обсуждения Договора об Азовском море и Керченском проливе как о внутренних водах обеих стран. Киев же планирует продолжать запускать корабли без предупреждения, и некоторые горячие головы в Киеве уже озвучивали такой сценарий. В итоге, все определят грядущие выборы. Они повлияют на всю ситуацию в отношениях Украины с Россией и Европой…
А что будет с экономическими отношениями между нашими странами? На этот вопрос нам ответил старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
По его словам, несмотря на сложные отношения между странами за январь-сентябрь 2018 года экспорт товаров из РФ в Украину, по данным украинской государственной службы статистики, в денежном выражении составил $5,8 млрд.
«Это на 21% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Импорт товаров из Украины в Россию при этом уменьшился на 7,5% и составил $2,7 млрд. Таким образом, Украина сохраняет отрицательное сальдо торговли с РФ, разница между объемами импорта и экспорта составляет $3,1 млрд.
Однако к концу года, после событий в Керченском проливе, страны обменялись дополнительными взаимными санкциями, которые касаются не только физических, но и юридических лиц, и продлили ранее действующие режимы торгового эмбарго. Исходя из этого, в 2019 году объем торговли между РФ и Украиной может сократиться», – считает эксперт.