Война в ДНР, вооруженный конфликт в Керченском проливе, раскол православия на Украине — эти темы были во внимании российских и зарубежных СМИ в течение всего года. Новый 2019 год тоже обещает быть непростым: Украину ждут президентские выборы, и что в связи с этим может произойти в стране и в наших отношениях – бог весть. Мы поговорили с ведущими экономическими аналитиками и украинскими политологами о том, как могут развиваться отношения между Россией и Украиной в грядущем году.

Кандидат политических наук Алексей Якубин подчеркивает, что Украина сейчас имеет глобальную взаимозависимость: Украина — Европа — Россия — США. Таким образом, выборы, которые должны состоятся на Украине в ближайшие три месяца, будут иметь долгосрочные последствия для безопасности Центральной, Восточной Европы и дальше.

«На самом деле только кажется, что эти выборы имеют внутриполитическое значение. От них будет зависеть, свернется ли эскалация конфликта или в дальнейшем мы увидим новую попытку милитаризации », – считает политолог.

Напомним, 26 декабря истек срок действия военного положения в 10 украинских областях. Президент Петр Порошенко ввел его после инцидента в Черном море, где пограничной службой ФСБ России были задержаны суда ВМС Украины. Российские власти заподозрили Киев в том, что руководство страны устроило провокацию с целью перенести дату выборов главы страны и получить дополнительные очки избирателей. Заподозрили и в этом президента и депутаты Верховной рады, которые согласились на весьма ограниченное введение военного положения. Поэтому президентская кампания пройдет 31 марта, как и планировалось.

– Не постараются ли власти Украины вновь затянуть этот процесс?

– У Порошенко очень низкий рейтинг одобрения, но при этом он имеет административные ресурсы и возможности влиять на повестку. Думаю, что следует ожидать с его стороны очередных провокаций, направленных на затягивание этого процесса. Тем не менее, была показательная ситуация, когда в Киев приезжал Курт Волкер и однозначно заявил, что выборы должны пройти. Для Банковой это стало неким сигналом из Вашингтона, а до этого, кстати, поступали сигналы и из Берлина, что выборы – это такая «священная корова», которую трогать нельзя, – говорит Якубин.

– Каких итогов от них ожидать и как они могут повлиять на отношения с Россией?

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Фабрика грез президента Зеленского: чем президент Украины похож на Кеннеди

– Сейчас есть три ключевые темы, которые хочет видеть избиратель. У жителей Украины есть запрос на социальное благополучие, снижение тарифов, на работающую правоохранительную систему, на решение коррупционных дел, и прежде всего, люди хотят мира в стране.

Граждане устали от того, что на любой вопрос они получают объяснение: «у нас же война, конфликт», и руководство самоустраняется от решения этих проблем. Есть понимание, что власти используют военную тему для прикрытия своих же проблем. От этого обострилось желание убрать войну.

Поэтому, если говорить о лозунгах Порошенко «Армия, Вера, Язык» , то они не совпадают с желаниями избирателей. То есть люди говорят — Мир, а он отвечает — Армия.

Пока выглядит так, что больше всего шансов на победу у Юлии Тимошенко. Она, конечно, повторяет всю повестку Банковой, но тем не менее она предлагает и свою и, кажется, что с ее приходом к власти появится шанс немного смягчить отношения с Москвой.

Например в предложенном ею меморандуме «Будапешт плюс» она говорит о том, что без России сложно представить решение комплекса проблем, которые стоят перед Украиной.

В 2019 году заканчивается контракт по использованию газотранспортной системы Украины. Тимошенко понимает, что так или иначе с Россией нужно взаимодействовать, и она готова приспосабливать свою стратегию в зависимости от ситуации.

Я думаю, что в ее интересах будет скорее закончить с войной и она будет стараться договариваться со всеми.

С другой стороны, позволит ли ей быть таким компромиссным кандидатом тот дискурс, который уже сейчас создан? Но думаю, что таких неформальных попыток стоит ожидать. Она будет понимать, что следует перезагружать отношения с Россией и с Западом, потому что в существующем формате ситуация для Украины развивается не лучшим образом.

– Стоит ли ждать в будущем году новых потрясений в религиозной войне Украины с Россией? Как будет развиваться конфликт?

– Верховная рада приняла закон о переименовании УПЦ МП. И, хотя Украинская церковь говорит, что имеет достаточно автономный статус от РПЦ и что они не будут переименовываться, на них все равно оказывается колоссальное давление.

Здесь стоит сказать, что экспертно-аналитическое управление Верховной Рады, анализируя этот законопроект, заявило, что эта инициатива правительства противоречит Конституции страны, закону о религии и религиозных организациях, а также противоречит нормам международных обязательств, которые есть у Украины. То есть у УПЦ будет возможность юридически этот закон оспорить и защитить себя.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Испания направит более €1 млн на создание электростанции в Чернобыле

Но сам факт того, что этот документ был принят, свидетельствует о том, что Порошенко рассматривает религиозную тематику как часть свой избирательной кампании. И я не исключаю, что на УПЦ будет усиленное давление и нападки.

В особенности их стоит ожидать после 6 января, когда новая православная церковь в Украине получит Томос и Устав. В ближайшие месяцы Банковая будет пытаться как-то переключить повестку дня на перераспределение приходов.

Сейчас у УПЦ самая большая церковь в стране, она имеет свыше 12 тысяч приходов, в то время как приходов новой структуры около 5 тысяч. Думаю, что эти три месяцы перед выборами Порошенко будет активно заниматься религиозной тематикой и усиленно давить на Лавру.

Но и это еще не все. Есть конфликты между отдельными структурами и патриархом Варфоломеем, который видит новую украинскую церковь в своем подчинении, в то время как ее представители требуют полной независимости. Конфликтов очень много, и во многом их решение будет зависеть от власти. Позволит ли она захватывать приходы, будет ли в дальнейшем принят закон о самоопределении общин и как будет реализовываться этот закон о переименовании.

– Как может измениться ситуация на востоке Украины?

– Тут, без сомнений, все будет зависеть от того, как пройдут выборы, в том числе – парламентские. Более того, это один из последних шансов на то, чтобы «Минские соглашения» как-то реализовывались и территория все-таки реинтегрировалась. Очевидно, что чем дальше затягивается этот конфликт, тем больше обособления возникает. Тем более, что в России будет принят закон об упрощении получения гражданства. И очевидно, что многие воспользуются этой возможностью. То есть сейчас важен исход выборов и готовность нового политического руководства идти на компромиссы, потому что по- другому эту ситуацию не решить.

С другой стороны, много звучало сценариев о попытке разморозить ситуацию военным путем в контексте выборов – чтобы сорвать или первый, или второй тур, который планируется в апреле. Вполне возможно, что кто-то у власти в Киеве будет готов пойти на такой сценарий, чтобы сорвать президентские выборы.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Суд не считает нарушением призыв Зеленского покупать билеты на дебаты

Недавно руководитель ОБСЕ Томас Гремингер заявил, что вина за возможную эскалацию может лежит на двух сторонах и это говорит о том, что ситуация остается напряженной. И вместе с религиозной картой, украинские власти разыгрывают карту Востока.

– Почему возник конфликт в Азовском море и как он будет развиваться?

– Это это новая точка конфликта. И мне вообще кажется, что Азов – это попытка заместить Донбасс. Власти пытаются создать какую-то успешную маленькую войну, чтобы потом ее медийно раскручивать и пытаться получить какие-то дивиденды от этой истории. Во многом ситуация будет зависеть о того, будут ли созданы какие-то структуры регулирования Керченского пролива.

Посредником в этом вопросе может выступить миссия ОБСЕ, плюс должны быть обсуждения Договора об Азовском море и Керченском проливе как о внутренних водах обеих стран. Киев же планирует продолжать запускать корабли без предупреждения, и некоторые горячие головы в Киеве уже озвучивали такой сценарий. В итоге, все определят грядущие выборы. Они повлияют на всю ситуацию в отношениях Украины с Россией и Европой…

А что будет с экономическими отношениями между нашими странами? На этот вопрос нам ответил старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.

По его словам, несмотря на сложные отношения между странами за январь-сентябрь 2018 года экспорт товаров из РФ в Украину, по данным украинской государственной службы статистики, в денежном выражении составил $5,8 млрд.

«Это на 21% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Импорт товаров из Украины в Россию при этом уменьшился на 7,5% и составил $2,7 млрд. Таким образом, Украина сохраняет отрицательное сальдо торговли с РФ, разница между объемами импорта и экспорта составляет $3,1 млрд.

Однако к концу года, после событий в Керченском проливе, страны обменялись дополнительными взаимными санкциями, которые касаются не только физических, но и юридических лиц, и продлили ранее действующие режимы торгового эмбарго. Исходя из этого, в 2019 году объем торговли между РФ и Украиной может сократиться», – считает эксперт.

Источник

ДОБАВИТЬ ТОП ОБЪЯВЛЕНИЕ: ПОДРОБНЕЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x