Получить в подарок на Новый год колечко или сережки с бриллиантами мечтает, пожалуй, каждая вторая девушка. А для мужчин предпраздничные дни превращаются в марафонский забег по ювелирным магазинам. Наш корреспондент наведалась на предприятие со строжайшим режимом — бриллиантовую фабрику. Если там теряется камушек, объявляется общая тревога и блокируются двери.

В поисках ответов мы отправились на настоящее алмазное производство и узнали, как какой путь проделывают лучшие друзья девушек, прежде чем оказаться в вашем браслете или подвеске.

Рождаются бриллианты, за которыми охотятся любители камней со всего мира, в неприметном здании на Смольной улице в Москве.Сюда почти каждый день приезжают природные алмазы с российских месторождений. Правда, доставляются они совсем не так, как мы ожидали. Никаких бронированных микроавтобусов и вооруженных охранников. Драгоценные камни (каждый ценой, как люксовый внедорожник) перемещаются по территории завода не в кейсах с кодовым замком, а …в бумажных пакетиках!

– Вот в таком виде к нам поступают алмазы, – рассказывает главный технолог производства Марина Иванова, извлекая маленький бумажный сверток из кармана кофты. – На каждом пакете пишется входящий номер. Он сразу заносится в базу. Раньше это была картотека, а теперь компьютерная программа. Каждый новый шаг с момента поступления на производство — это новый номер. Так мы можем проследить весь путь каждого камня. Такой системы безопасности достаточно, камни никогда у нас не пропадали.

В свертке оказалась небольшая россыпь камней. Штук семь-восемь. Зрелище, надо сказать, совсем не впечатляющее. Никакого блеска и игры света. На вид сокровища больше похожи на кусочки белого бутылочного стекла, над которыми поработали морские волны. Однако стоит такая пригоршня «стекляшек» целое состояние — больше 400 тысяч долларов.

После приемки первым делом камни взвешивают и проверяют на прочность. Для этого их помещают под ультрафиолетовую лампу. Чем сильнее алмаз светится неоново-синим, тем он слабее по структуре. По словам ювелиров, с такими экземплярами надо работать с особой осторожностью. При сильном нагревании камень может просто превратиться в пыль.

– А это правда, что во время огранки образуется очень много алмазной пыли? Ее, наверное, тоже можно продать?

– К сожалению, это просто красивая сказка, – говорит Иванова. – Алмаз состоит из углерода. В процессе шлифовки и огранки он очень сильно нагревается. В результате кристаллические решетки в структуре камня разрушаются и высвобождается углерод. Поэтому пыль мы получаем угольно-черную, как сажа. Она совсем непривлекательна. Вы с тем же успехом можете растереть грифель простого карандаша и попытаться продать.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Жена актера Башарова опровергла данные о нанесенных мужем побоях

Так что ни набрать полные карманы алмазной пыли, ни даже надышаться ею у нас не получилось. Обидно.

57 граней роскоши

Взвешенные и проверенные на стойкость камни укладывают в специальный сканер. Агрегат делает панорамный снимок с шагом в один градус и выводит объемную картинку на монитор. Далее программа сама просчитывает, сколько бриллиантов можно сделать из одного алмаза, какого размера и формы они должны быть.

На наших глазах компьютерный разум вынес приговор камушку размером 0,5 на 0,5 см. Из такого крошечного самоцвета, оказывается можно сделать два полноценных бриллианта для сережек. Причем, не важно, какого размера получится бриллиант — у него все равно будет ровно 57 граней.

Эту технику ювелиры и коллекционеры особенно ценят и называют русской огранкой. Именно она дает непередаваемую игру света, благодаря которой камень в украшении переливается всеми цветами радуги. Так что при походе в ювелирный магазин за подарком можно сверкнуть знаниями и спросить продавца, русской ли огранки у них камни. Правда, до красоты на этой стадии еще очень далеко. После обработки на компьютере алмаз начинают нещадно пилить.

– Представляете, этот камень родился несколько миллионов лет назад, а теперь мы его распилим лазером пополам, – шутит мастер Николай.

Распиливается каждый камень с хирургической точностью. Плюс-минус десятая доля миллиметра – и всё, завод понесет убытки на десятки тысяч долларов. Но и правильно распиленный алмаз изрядно теряет в цене. Ведь лазер работает при высокой температуре, и место разреза становится угольно черным (этот дефект исчезает при дальнейшей шлифовке).

Разрезанный на нужное количество частей камень переходит в цех огранки. В нём и начинается настоящая магия — алмаз превращается в бриллиант. Правда, условия здесь совсем не сказочные. Сильнее всего мешает шум. Все станки здесь работают на авиационных двигателях. По словам работников завода, «Боинги» летают на таких же. Монотонный гул, который идет от шлифовальных станков (а их здесь порядка 30), физически трудно выдержать. Максимум пять минут в цеху — и вы уже мечтаете не о бриллиантовом колье, а о таблетке от головной боли. Поэтому все огранщики в наушниках.

– В советское время на заводе работала собственная радиостанция, а к каждом станку была подведена радиоточка, – рассказывает Марина Иванова, – Дисциплина у огранщиков была очень жесткой. Сотрудник не мог встать и уйти с рабочего места на перекур или просто размяться. Поэтому они слушали радио, чтобы переключаться от монотонной работы. Была даже программа по заявкам.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Матильда: еще не пришла в себя после развода со Шнуровым

Три раза потолки приходилось разбирать

Работники бриллиантовой фабрики признаются, что за все время камни пропадали всего дважды. И то, это были не кражи, а случайности. Иногда бриллианты буквально улетают со шлифовального станка. Всякий раз работникам приходится затевать настоящее расследование, чтобы понять, куда приземлился крошечный камушек. На этот случай на заводе есть четкая инструкция.

На поиски дается ровно два часа. Двери в помещении, где пропал камень, блокируются. Чтобы отыскать «беглеца», покрытого для шлифовки матовой мастикой, используют специальные поисковые лампы мощностью в 500 ватт.

Иногда находили улетевшие самоцветы в потолочных плитах. Они намертво впечатывались в пластик. Три раза потолки приходилось даже разбирать. Зато результат такой кропотливой и нервной работы того стоит.

– Вот такой камушек стоит как двухкомнатная квартира в Хамовниках, – огранщик бережно перекатывает желтый бриллиант размером 1 на 1 см на ладони.

Однако размер — это не единственный показатель, который формирует стоимость бриллианта. Важны еще и форма, и цвет.

Самые популярные формы — круг, овал и «груша» (капелька с заостренным краем). Они чаще всего встречаются в украшениях и считаются самыми ходовыми и неприхотливыми. Ювелирам с такими бриллиантами работать проще всего: их легко прочно закрепить в колечке или сережке.

Несколько лет назад мастера придумали новую форму – «принцесса». Несмотря на изящное название, такие камни выглядят весьма брутально. Они прямоугольные или квадратные с острыми краями. Такие пришлись по душе мужчинам — уж очень эффектно смотрятся в запонках. Поэтому и продаются чаще всего парами. А вот дамы «принцессу» не оценили. Необычная огранка не прижилась в кольцах. Камень с тонкими острыми гранями приходилось со всех сторон закрывать металлом. В противном случае любое неловкое движение стоило хозяйке дорогущего украшения сколом камня. Ударилась нечаянно пальцем — минус тысяча долларов. Кому такое понравится?

Еще менее популярная форма — сердце. Её не жалуют сами огранщики. Слишком уж большой расход камня. Вырезаешь из алмаза бриллиантовое сердечко, а свое собственное сердце от мыслей об убытках кровью обливается. Так что такая форма производится за поистине космические деньги и только по индивидуальному заказу.

С цветом тоже все сложно. В ювелирном мире считается, что чем белее камень, тем он дороже. Экземпляры с желтыми или коричневыми оттенками стоят дешевле. Хотя смотрятся в украшениях не хуже, а то и интереснее.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  ГИБДД придумала, как круто наживаться на приеме экзаменов на права

Как признаются сами ювелиры, цветовая шкала – это совершенно искусственная придумка. Создавалась она исключительно для покупателей и не имеет никакого отношения к нюансам производства и добычи камней. Чтобы найти один карат любого алмаза — хоть белого, хоть розового — надо перелопатить тонну руды.

Еще один момент, повышающий ценник, — расходы на обучение мастеров.

– Невозможно обучить огранщика на имитации природного алмаза, – признается Марина Иванова. – Грани будут получаться совершенно не такими. Наши мастера учатся только на настоящих натуральных камнях. На обучение каждого закладывается тысяча карат.

Наконец, на цену природных алмазов влияют и естественные причины. Все камни, которые сейчас добываются, зародились миллионы лет назад. А на новые природа не расщедрилась. По оценкам специалистов пик добычи был пройден несколько лет назад. Теперь алмазы встречаются всё реже, а каждый вновь найденный экземпляр становится только дороже.

Алмазных дел мастера признаются, что массовому потребителю куда проще купить украшение с синтетическим бриллиантом. Они во много раз дешевле природных лишь потому, что создаются в лабораториях. Если на создание натурального камня ушли миллионы лет, то синтетический рождается за несколько месяцев. Нужно только уметь отличить лабораторный аналог от природного, чтобы не переплатить. На глаз это сделать невозможно, поэтому нужен специальный прибор. Его можно спросить в ювелирном магазине: в уважающих себя заведениях такие агрегаты есть. Украшение помещают в аппарат, и в течение минуты он выводит камень на чистую воду, сканируя структуру самоцвета. Если бриллиант натуральный, на экране появится надпись «Natural» («натуральный» – англ.) На синтетику агрегат отреагирует грозной надписью «Simulant» («подделка» — англ.). Дело в том, что умный сканер распознает строение кристаллической решетки камня. У природного алмаза она имеет форму египетской пирамиды. А у синтетического аналога — форму куба.

В остальном же на глаз отличить натуральный бриллиант от продукта лабораторного синтеза невозможно. При правильной огранке переливы цвета и уровень зависти подруг будет такими же. Покупка же природного бриллианта — это в первую очередь хорошая инвестиция. А во вторую — возможность потешить собственное самолюбие от осознания того, что носишь на пальце или в ушах камень, который старше первых людей на Земле.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x