Предстоящий год, к сожалению, обещает стать «богатым» на вооруженные конфликты. Некоторые эксперты к уже привычным «горячим» точкам на Ближнем Востоке и Украине плюсуют вероятное противостояние в Африке. Но самым вероятным «очагом», по версии The National Interest, может стать Азиатско-Тихоокеанский регион. Эксперты NI уверены: Китай и Северная Корея обязательно «сдетонируют» в следующем году. Мы решили пройтись по карте мира и отметить вероятные точки будущих конфликтов.
Гордиев узел Украины
Первая точка самого вероятного конфликта, который готов «рвануть» на самом старте 2019-го – многострадальный Донбасс. В последний месяц 2018-го украинская власть после инцидента в Керченском проливе ввела военное положение. За пять дней до Нового года его отменили. Но спокойнее не стало. Возможность широкомасштабного наступления украинской армии на непризнанные ДНР и ЛНР не рассосалась. Может полыхнуть даже в новогодние каникулы. От Киева всего можно ждать.
Недавно разведка непризнанных республик заподозрила Киев в подготовке провокаций с применением химического оружия. По словам главы ДНР Дениса Пушилина, Украина готовит диверсии на экологически опасных объектах, чтобы затем обвинить в преступлении Россию и непризнанную республику. В частности, под удар должны попасть промпредприятия, в которых горы ядовитых веществ.
– Если украинские диверсанты дотянуться, например, до завода «Стирол» и фильтровальных станций, – то это будет гигантская экологическая катастрофа, – пояснил «МК» бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин. – Ведь речь идет о тысячах тонн хлора. Если он взорвется, то колоссальная площадь будет заражена, отравлены тысячи людей. Ликвидация последствий может затянуться на несколько месяцев.
Эксперт не исключает, что украинская армия может и сама прибегнуть к применению боевых отравляющих веществ. Как пояснил Игорь Никулин, вероятно речь идет зарине, зомане и VX, которые убивают мгновенно.
– Если украинская армия все-таки обстреляет густонаселенный Донецк или Луганск, то получит не только сотни и тысячи жертв, но и настоящую экологическую катастрофу – территория огромного города будет заражена на длительное время. В условиях зимы речь может идти о двух-трех неделях и даже до месяца.
Это кажется невероятным, но именно к похожим действиям призывает британский эксперт по обороне Глен Грант, который работает на Украине с 2010 года. Еще 31 января 2018-го он опубликовал свои советы.
«Во-первых, необходимо периодически устраивать ночные вооруженные вылазки, чтобы уничтожать технику. Во-вторых, провоцировать противника на Донбассе на атаки, чтобы самим идти в контратаки. В-третьих, готовить свой флот к диверсиям нефтеносных вышек в Черном море и особенно против севастопольской морской группировки»…
Чтобы этого достичь, британский пес войны настаивал на отказе понятии «АТО» антитеррористическая операция – в пользу новой структурной организации. Не потому ли украинское военное командование в середине 2018-го переименовала АТО в ООС — «операция объединенных сил»? Если это так, то ВСУ действительно очень скоро по-настоящему расчехлят стволы орудий и двинут на Донбасс.
Еще одним пророком предстоящей войны стал генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Томас Гремингер. Он прямо говорит: в 2019 году конфликт между Россией и Украиной может вновь обостриться.
«У меня есть опасение, что может возникнуть цепная реакция. Там, где у них возникают отдельные очаги, где вспыхивает пламя, когда-нибудь, вольно или невольно, произойдет эскалация», – заявил Гремингер немецкому Neue Osnabrucker Zeitung.
Африканский расклад
Трагическая весть о смерти российских журналистов в Африке летом 2018-го многим военным экспертам открыла глаза на Черный континент. Оказалось, что одно из самых «горячих» африканских мест, где до сих пор стреляют и убивают сотнями – это Центрально-Африканская республика.
Это страна не знала мира со времени обретения независимости в 1960 году. Одна их причин — природные ископаемые. Там найдены большие залежи алмазов, золота, урана, что мгновенно превращает ЦАР в поле битвы неоколонистов с Запада.
Страну давно наводнили разношерстные группировки – от мелких шаек-мародеров в 5–10 человек до крупных военных отрядов UFDR и CPJP, националистов CPSK и повстанческого альянса «Селека». Все они бьются с с войсками действующего президента Туадера.
Одной из движущих сил почти бесконечного вооруженного конфликта в ЦАР является вооруженный контингент Франции. За пять лет экспедиционный корпус французских «африканцев» с тысячи бойцов вырос до двух тысяч. Сейчас там орудует сводная европейская группировка EUFOR в количестве 55 «штыков» и в 12 тысяч воинов, собранных со всей Африки.
Еще одна проблема ЦАР – нескончаемый экстремизм.
– Меня в свое время очень обеспокоило убийство наших журналистов в Африке, – делится замдиректор центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. — Потому что в тропической Африке тоже очень сильны экстремистские исламские движения типа ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация). С ними вооруженные силы правительства ЦАР даже с иностранной помощью не справятся.
Как итог – бесконечный террор и возвращение Франции к политике неоколониализма, возможно, превратят центр Черного континента в огромную полыхающую войной дыру.
Еще одной точкой, которую в очередной раз могли бы попробовать на зуб неоколонисты Запада – это Ливия. До сих пор эта страна – лакомый кусок для Британии. Начиная с 1949-го Соединенное королевство примирялось к ливийским нефтяным угодьям. Однако СССР волю английскому оружию не давал: «войдете в Ливию, – попадете под «красные гусеницы» – предупреждали советские генсеки.
А вот в 2011 году уже никто не мешал западной коалиции, куда вошли США, Англия и Франция, разодрать на части североафриканский нефтяной парадиз. Сейчас там как и в Центрально-Африканской республике непрекращающаяся гражданская война и террор. Но это на руку западным державам.
– В Ливии их всех, прежде всего, интересует нефть, – заявляет эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. – Сейчас там нефти добывается намного больше, чем при Каддафи. И Евросоюз очень хочет «присосаться» к этому кранику.
Впрочем, «черное золото» интересует и Россию. Более того, при выгодном исходе предстоящих выборов в президенты Ливии, мы можем значительно расширить там свое влияние.
– Так, в ливийском Тобруке есть дружественное нам правительство, – продолжает пояснять выгоды для России от «ливийской карты» Семен Багдасаров. – Это главком Вооружённых сил Ливии Халифа Хафтар и кандидат в президенты Ареф Али Найед, который недавно встречался с Путиным.
Это значит, что напряжение в Ливии в следующем году может только усилиться. Ведь не зря поговаривают, что Россия на просторах Ливии может быстро соорудить грозную военную базу, какую возвели в сирийском Хмеймиме.
Незаконченная балканская история
Балканы, которые, казалось бы, в 1999-м натерпелись ужасов войны, вновь готовы стать «пороховой бочкой». На этот раз виновник – Косово. Еще в конце сентября 2018-го косовский спецназ совершил демарш против Сербии – около 60 бойцов пересекли административную границу и вошли на территорию вблизи озера, которое снабжает водой гидроэлектростанцию в Белграде. Более того, как сообщала местная полиция, был захвачен сербский Центр экологии и спорта вместе с персоналом.
Президент Сербии Александр Вучич отреагировал мгновенно: в штаб-квартиру НАТО и лично Йенсу Столтенбергу полетела нота протеста. Следом сербский лидер приводит армию в полную боеготовность и одновременно… бросает клич своему давнему союзнику и заступнику – России.
Тогда тлеющий фитиль удалось загасить. Однако косовары с нынешним раскладом на Балканах недовольны.
– Косовары хотят привлечь к себе внимание, показать, что это Сербия – угроза для безопасного существования Косово, – объясняет текущую ситуацию военный аналитик Александр Мозговой. – То есть своим демаршем косовские лидеры хотят спровоцировать ситуацию, когда им, косовским войскам, потребуется военная помощь. Так они обзаведутся поддержкой и легальной армией, которую они тщетно пытаются заполучить еще с 1999 года.
Однако Брюссель, Берлин или Париж вариант новой войны прямо в «подбрюшье» Европы никак не устраивает.
– Сегодня для Европы получить войну наподобие конфликта 1999-го – худший сценарий, – поясняет военный эксперт Алексей Леонков. – Это неизбежное ухудшение экономики, плюс беженцы, разруха, всплеск бандитизма и нерешенные вопросы с границами. Поэтому Евросоюз не будет петь под дудку США и закрывать глаза на очередной «пожар войны» на Балканах.
Китай и Япония
Главным местом, по версии издания The National Interest, где в следующем году может изрядно полыхнуть – это Южно-Китайское море. Причина – претензии стран региона на акваторию и острова. Конфликт в любой момент может перерасти в вооруженное противостояние.
Причем американские журналисты вероятному конфликту между США и Китаем в этом регионе отводят роль Третьей мировой. Сюда же плюсуется недавнее заявление КНДР о возможном возобновлении работ над своим ядерным оружием, которое тоже сыграет в сторону международной напряженности.
Другие труды экспертов США, пусть и отдают некоторой фантастикой, но все же в облаках не летают. Как, например, недавний доклад североамериканских аналитиков, перевод которого предоставил российский журнал «Арсенал Отечества». Военные эксперты Штатов на редкость однозначны – в ближайшем будущем возможен широкомасштабный конфликт между США и КНР на фоне операции Народно-Освободительной армии Китая по захвату острова Тайвань.
А вот с выводами относительно, что ждет американскую армию в случае столкновения с армиями России и Китая, поспорить трудно. Эксперты пишут, что Штатам, вероятнее всего, придется заплатить огромными жертвами – можно ждать «обратку» в сотни боеголовок. По мнению экспертов, та же Народно-Освободительная армия Китая может ответить тысячью крылатых и баллистических ракет. Это, без сомнения, приведет к огромным жертвам.
Свои «пять копеек» в военную напряженность вносит и Япония. Речь идет о строительстве военной базы Исигаки в том же Южно-Китайском море.
Как сообщает японское издание Sankei Shimbun, вооруженный бастион Страны восходящего солнца оснастят самыми современными ПВО, ударными ракетами всех классов, вертолетными площадками и казармами минимум на 600 человек.
Против кого, казалось бы, лишенная армии Япония возводит такие серьезные укрепления, догадаться нетрудно — островок расположен всего в 110 км к югу от островов Сенкаку за который до сих пор бодаются Пекин и Токио. Пока – дипломатически.
Эксперты «МК» уверены – за этими военными приготовлениями стоит США. Их довод — Япония полностью зависимый от Штатов союзник, и в случае большого вооруженного «пожара» японцы первыми схлестнутся с Народно-Освободительной армией Китая.
Однако некоторые специалисты в строительстве военной базы на островке Исигаки видят проявление суверенной японской геополитики.
– Пока США с нарастающей силой будут бодаться с Китаем, Япония вполне может откусить под шумок немного военно-экономического пространства для себя, — утверждает Олег Желтоножко. — Ведь амбиции у японцев со временем меньше не стали. Они тоже хотят восстановиться в своих не так давно утраченных границах. Пусть не территориально, но хотя бы политически и экономически.
Ближний Восток
Еще недавно Сирия возглавляла рейтинг конфликтов планеты. Однако недавний «твист» североамериканского президента внес серьезные коррективы в пользу мира на измученной войнами сирийской земле. Речь идет об объявленном Трампом выводе войск США из Сирии. Если это не очередной блеф американского президента, то напряженность в Сирийской Арабской республике будет постепенно спадать.
Впрочем, некоторые эксперты продолжают настаивать – Ближний Восток с карт горячих точек никуда не уйдет. Тот же The National Interest в районе Персидского залива видит новый вооруженный конфликт. Журналисты издания уверены, что в регионе легко перекинется на Иран, что и станет катализатором крупной войны. Ведь США своими бесконечными санкциями давно провоцируют Иран на вооруженный выпад.