Народная артистка России, двукратная обладательница национальной премии «Ника» 80-летняя Лия Ахеджакова дала большое интервью Зое Световой, опубликованное на портале «МБХ Медиа». Конечно разговор зашел не только о театре, но и о жизни в современной России и о гражданской позиции актрисы. Она выразила мнение, что сейчас в стране очень силен вирус советизма, а молодые актеры проявляют трусость и предпочитают молчать. При этом она выразила надежду, что молодые все-таки пойдут в бой, чтобы в стране звучало «не только холуйство и мракобесие».
Ахеджакова призналась в интервью, что ее неприятие советизма и политизированность начались, когда она только пришла в «Современник» и начала общаться с Эльдаром Рязановым. «Но я от него заражалась этой темой. Именно в его окружении, в среде, которая была вокруг Эльдара Александровича — мне кажется, оттуда все это пошло.», – говорит Ахеджакова.
Она рассказала, что действительно часто выступает на митингах, подписывает различные обращения, дают интервью. При этом Ахдежакова говорит, что публично откликается на несправедливость, потому что к ней обращаются. Если бы этого не было, то она, как и большинство людей, делала бы это у себя на кухне.
«Но когда меня спрашивают, это для меня возможность хоть как-то поучаствовать, хоть как-то помочь, хоть как-то к кому-то присоединиться. Может быть, мой голос поможет», – объяснила актриса.
Она также сказала, что после ее выступлений появлялись неприятные публикации против нее, но назвала это не страшным. «Мой голос очень слабый, и мало, кто его слышит», – считает Ахеджакова и добавляет, что не может не подписать письмо, если об этом попросил правозащитник Лев Пономарев, если его уже подписала, к примеру, Людмила Улицкая.
Она отметила, что много артистов сегодня участвуют в общественной, политической жизни, защищают преследуемых властью. «Много: Юлия Ауг, Леша Серебренников, Миша Ефремов, Макаревич, Шевчук, много. Но есть еще очень много таких людей среди моих друзей. Вот Володя Еремин, он такой же, как я», – рассказала Ахеджакова. При этом она отметила, что очень часто, когда она обращалась к молодым артистам выступить в Сахаровском центре, они под разными предлогами отказывались и один из них признался, что не хочет лезть в политику.
Продолжая рассуждать о действительности, Ахеджакова выразила мнение, что сегодня «много советизма». «Вот это вот стукачество. Вот эти доносы. То, что произошло сейчас с Сокуровым, когда один из директоров его Фонда написал на него донос. Доносы пишут охотно. Эта совковая традиция, которая тянется оттуда, из истории», – считает она.
Единственное, что внушает Ахеджаковой оптимизм, это молодые ребята, которые ходят на митинги оппозиционера Алексея Навального. «Это меня очень сильно порадовало, какие-то совсем другие люди», – говорит актриса. В тоже время она отметила, что ее делает пессимистом пропаганда из телевизора. «А от телевидения так разит ложью и фальсификацией, и это так стыдно…», – сказала Ахеджакова, добавив, что люди почему-то не слушают духовных авторитетов, а слушают «необразованных, неумных, продажных».
Ахеджакова выразила надежду, что время, когда «в бой идут одни старики» прошло и «в бой пойдут молодые».
«Хочется на это надеяться, потому что я много знаю молодых, не трусливых, не связанных какой-то памятью и традицией, людей, умеющих думать, говорить, знающих языки. Они уже люди мира. И хочется, чтобы они подхватили то, что сейчас опустилось ниже плинтуса, то, что исчезает, с теми, кто ушел. И чтобы в стране звучало не только холуйство и мракобесие, а все-таки был слышен голос интеллектуалов и мыслителей», – сказала Ахеджакова.
«Хочется заглушить мракобесие», – подытожила она.