« – Художнику дали три года тюрьмы за акцию с поджогом двери банка!
– 37-й год! Совсем власть озверела!
– Так это не у нас, а во Франции…
– А, ну тогда правильно! Нечего поджигать, что попало!»
Помните такого человека, Петра Павленского? Который считает себя художником-акционистом, потому что прибил мошонку к брусчатке Красной площади? Он тут у нас всячески куролесил, а потом сбежал из-за преследований кровавого режима России в мир свободы, равенства и братства.
Там в октябре 2017 года на площади Бастилии в Париже он поджег из творческих побуждений дверь Банка Франции (до «желтых жилетов» это еще не было мейнстримом). И тут случилось странное.
Французы не оценили художественных достоинств акции гражданского протеста. Павленского закатали в кутузку. А поздно вечером в этот четверг вообще приговорили к трем годам тюрьмы (обвинение просило десяточку). Два года из них он получил условно и с учетом того, что 11 месяцев уже отсидел, под стражу его помещать не стали. Еще он должен будет выплатить Банку Франции 18678 евро за причиненные убытки, три тысячи евро за моральный ущерб и тысячу за судебные расходы банка.
Что же двери-то такие дорогие у Банка Франции? Когда Павленский, опять же из творческих побуждений, в ноябре 2015 года поджег дверь ФСБ на Лубянке, ему тоже пришлось посидеть под следствием 5 месяцев, но суд приговорил его только к штрафу в 500 тысяч рублей, а за дверь он должен был заплатить чекистам 481 тысячу. Мало того, что сажать не стали, так еще и из страны без оплаты штрафа выпустили. Может специально, ибо утомил уже — его же все время медикам спасать приходилось: то ухо отрезанное обрабатывать, то тестикулы пригвожденные освобождать.
Зато после акции у ФСБ, например, галерист Марат Гельман писал: «Очевидна символика: двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят…
Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный».
А еще 128 художников, искусствоведов, арткритиков, кураторов, музейщиков и галеристов подписали в защиту Павленского «диплом», где указали, что «оценка органами следствия, прокуратуры и суда акции «Угроза» как банального и элементарного акта вандализма… не соответствует её… характеру и статусу художественного проекта, художественного жеста, равно как и мотивам её автора — художника-акциониста и отнюдь не вандала».
После поджога двери банка в Париже, Павленскому пришлось самому писать тому же Гельману письмо с объяснением сути акции. Мол «Банк Франции занял место Бастилии, а банкиры — место монархии», «возрождение революционной Франции вызовет пожар мировой революции», Банк Франции вообще негодяйский, поскольку спонсировал правительство в борьбе с Парижской коммуной. Но Гельман промолчал. И 128 «художников, искусствоведов, арткритиков, кураторов, музейщиков и галеристов» тоже промолчали. Приведенный выше анекдот это прекрасно объясняет.
Поэтому главное, чтобы Павленского обратно не вернули. Он же на свободе сейчас. Залезет на Эйфелеву башню, нагадит с нее, назовет акцию «Буржуазное правосудие». Французы в сердцах его депортируют. А дальше — к гадалке не ходи.
Это там он банальный уголовник. А у нас за такую же выходку его узником совести признают.