Наукометрия добралась и до космоса. Обсуждая во вторник на заседании первого в новом году Президиума РАН роль науки в изучении и парировании космических угроз, академики сами, не дожидаясь мнения чиновников, сошлись во мнении: во многих пунктах для принятия специальной программы им нужны цифровые показатели.
Главным докладчиком выступил научный руководитель Институт астрономии РАН (ИНАСАНа) Борис Шустов. Он разложил по полочкам основные угрозы, которые теоретически могут насолить землянам. Это космический мусор, астероидно-метеоритная опасность, магнитные бури и биологическая планетарная угроза. Борис Михайлович, который входил в группу по космическим угрозам при ООН, сетовал на то, что, к примеру, в США давно существует комплексная программа по прогнозированию и предотвращению угроз с неба, а у нас такой до сих пор нет. Он вспомнил совместный проект Европейского космического агентства и NASA AIDA, который заключается в том, чтобы при необходимости отследить и отклонить астероид с его опасной траектории.
Не первый раз делается попытка связать в одну программу и космический мусор, и астероидную опасность, – сказал на это экс-президент РАН Владимир Фортов. – Но по поводу последней люди спрашивают: каковы реальные потери от падения метеоритов на Землю? Никакого ответа нет. Разве что давным-давно в горах Австрии метеоритом убило одну корову. Серьезные катастрофы, к примеру, те, что согласно известной теории Альвареса, происходят раз в 7 миллионов лет, убивают все, нам не предотвратить. Если всерьез взяться за дело, то в космосе у нас постоянно должны быть заготовлены для экстренного отражения удара тысячи(!) килотонн зарядов.
– Но мы не говорим пока о таких редких астероидах, – парировал Шустов. – Есть поменьше, такие, которые прилетают к нам чаще, да притом с «дневного» неба, отследить которые мы могли бы, если бы была специальная программа. Я имею в виду такие объекты, как челябинский метеорит. Помнится, он привел к самым реальным материальным потерям, пострадали люди.
– Последствия падения Челябинского метеорита стали резльутатом того, что что в нашей стране забыли простые способы профилактики из курса «Гражданской обороны», – высказал свое мнение академик Лев Зеленый.- Раньше в советское время каждый школьник знал, что при возникновении вспышки, надо лечь на пол, головой в противоположную от окна сторону и накрыться белой простыней. Надо помнить, кстати, что вспышка может быть не только следствием взрыва метеорита, но и ядерным взрывом».
После выступления Зеленого стало ясно, что астероидная тема в Президиуме не сыграла. Что же касается космического мусора, тут академики попросили коллег предоставить цифровую составляющую:
Дайте нам доказательства, что от космического мусора страна условно теряет триллионы рублей, – попросил Фортов.
И директор Департамента стратегического планирования Роскосмоса Юрий Макаров послушно дал. Не триллионы, но все же какие-никакие цифры: по его словам сейчас на орбите летает до 700 тысяч объектов космического мусора размером больше 1 сантиметра, которые уже реально угрожают работающим спутникам и космической станции. Осталось только перевести их потенциальный ущерб в рубли. В заключении же Макаров выразил надежду, что комплексная программа предупреждения угроз с неба рано или поздно должна превратиться в национальный проект.
Кроме техногенного засорения космического пространства ученые подняли вопрос об опасностях геомагнитных бурь, и необходимости создания в России спутников для мониторинга солнечного ветра и полярных районов, наиболее чувствительных к изменениям космической погоды. За это выступили директора ИЗМИРАНа и Института космических исследований РАН Владимир Кузнецов и Анатолий Петрукович.
Еще один не менее важный вопрос касался планетарной защиты. По словам Шустова, жизнь на Марсе есть давно, и она завезена туда земными автоматическими аппаратами. По его мнению, несмотря ни на какие превентивные меры, на 100% стерилизовать отправляемые на другие планеты роверы и зонды невозможно, потому что биота выживает, несмотря на жесткие космические условия. А ведь если ее можно вывезти с Земли, то с таким же успехом и к нам могут попасть инопланетные микроорганизмы. Выступивший по этому поводу директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов сослался в подтверждении слов Шустова на уникальные эксперименты «Тест» на МКС и программу «Бион», которые подтвердили, что микроорганизмы прекрасно выживают на внешней стороне космических аппаратов даже при прохождении плотных слоев атмосферы.