Site icon UASTEND.NEWS

Дрессировщик научил диких кабанов танцевать вальс

Клиновидная голова — размером с кадушку, копыта — как отбойные молотки, клыки — как ножи… Столкновений с этими своенравными борцами-тяжеловесами стараются избегать даже медведи. Диких кабанов называют еще вепрями. Считается, что у этих черно-бурых бойцов очень скверный характер.

На добычу кабана идут далеко не все охотники со стажем. Разъяренный вепрь — страшный противник. Самки могут сбить человека с ног и затоптать копытами, а секачи — одним ударом мощных клыков распороть охотнику живот от паха до грудной клетки.

А у дрессировщика Владимира Добрякова эти 200-килограммовые гиганты, как лошади, встают на бегу в пары и тройки, выстраиваются веером, вальсируют. Как тигры, прыгают сквозь ог ненную преграду. Как собаки, ходят на задних ногах, приносят мяч, лихо катают барабаны…

Это единственный аттракцион в мире с дикими кабанами. Кроме заслуженного артиста России, лауреата Национальной премии «Цирк» Владимира Добрякова, с вепрями больше не работает никто.

«Бегут… в ногу!»

Вид у кабана действительно устрашающий. Крепкое мускулистое тело, треть которого занимает голова. Шея настолько мощная, что, кажется, ее вообще нет. Глаза мелкие, как семечки. Да и не нужно вепрю острое зрение при такой-то мощной челюсти и клыках. Добывая пищу, своим рылом и 20-сантиметровыми «клинками» кабан с ходу вспарывает мерзлый грунт на глубину штыковой лопаты.

«Ну чего его бояться, — уговариваю я себя, приближаясь к «артисту» . — Уши мягкие, мохнатые, как у домашней свинки, даром что стоячие. Хвост хоть не колечком, но с кисточкой на конце. Грива с гребнем на спине не топорщится — значит, кабан настроен миролюбиво».

Но тут взгляд падает на клыки, торчащие изо рта вверх… Вспоминаю рассказ дрессировщика: треугольные в сечении, они способны кости перемалывать в муку! Смотрю на кабанье рыло как загипнотизированная. Из оцепенения меня выводит его рык, больше похожий на тигриный. Я тут же оказываюсь метрах в трех от арены…А на репетицию тем временем спешат еще шесть «борцов-тяжеловесов». По манежу уже носится целая стая вепрей. Мерный стук копыт эхом множится под куполом цирка. Ожидаю визга и хаоса. Но нет: в один миг, как вышколенные солдаты, кабаны выстраиваются парами. Потом на ходу перестраиваются в шеренгу. Удивительно, но и бегут… в ногу!

Никто зверей не направляет. Хищная «сборная» работает слаженно и увлеченно. Видно, что программа отработана до мелочей. Вот кабаны выстраиваются в виде веера, выполняют вольт вокруг дрессировщика, танцуют вальс. Следом опускаются на колени, начинают задорно маршировать — перебирать передними копытами по барьеру. А потом на тумбе делают стойку на задних ногах…

— Работа у нас как бы несерьезная, с иронией, поэтому так весело и проходит номер, — говорит Владимир. — Кабаны, выступая, испытывают удовольствие. Их вольеры находятся довольно далеко от манежа. Как только начинает играть музыка, открывается дверь, секачи сами бегут в манеж. Отработав, возвращаются домой. Никто их туда не загоняет. «Артисты» знают, что там им перепадут и сыр, и сухарики. А на манеже уже идет конкуренция. Бывает, что один из кабанов не выдерживает, выбегает вперед своего собрата, не на свой трюк.

В группе сейчас у дрессировщика семь вепрей. Один из кабанов, как кошка, трется у ног хозяина, доверчиво тычется в дрессировщика пятачком, выпрашивая, а скорее, выхрюкивая лакомство.

— Это Гоша и Жора, их привезли вместе, я их считаю братиками, хотя точно не могу подтвердить их родство, — показывает дрессировщик на двух крупных самцов. — Тот, что поменьше, это Шурик. Он очень подвижный, шустрый, пытается все сделать быстрее всех. Вон тот, долговязый, — это Чуня. Он единственный пятнистый кабан в группе. Его отловили в уральской тайге. Несмотря на большие размеры, его все обижают. А все из-за мягкости характера. В труппе еще Кеша, Тема, Кузя. Все «парни» с характером, к каждому пришлось искать свой подход.

«Заходил в вольер в ватных штанах — выскакивал в трусах»

Заниматься дрессировкой животных Владимир Добряков не думал. В юности, в родном Каменск-Уральском, он ходил в цирковой кружок. Выступал в филармонии в качестве акробата-эксцентрика. После окончания училища циркового и эстрадного искусства работал эквилибристом. А потом судьба сделала кульбит. Владимир в 1985 году женился на… укротительнице тигров. Лариса Тихонова тогда работала со своим мужем, народным артистом РСФСР Виктором Тихоновым. После развода ушла из аттракциона.

— Лариса долго добивалась, чтобы ей разрешили работать с животными. Наконец, ей одобрили собственный номер с неожиданным сочетанием животных: «Кабаны и рыси». Я в это время был на гастролях в Бухаресте. Мне позвонили из художественного отдела, предложили перейти рабочим по уходу за животными к своей жене. Я дал письменное согласие. А вскоре для нас в Загорском районе на подкормочной площадке отловили четырех кабанчиков. Двух рысей привезли из Новосибирского зоопарка.

— Не пугало мнение зоологов, что диких кабанов приручить невозможно?

— Кабанчикам было по 6 месяцев. К ним в вольер я запрыгивал в ватных штанах и телогрейке. И через пять минут выскакивал оттуда в одних трусах. На мне висели лохмотья. Они раздирали зубами всю мою одежду. Потом их поместили уже в большой вольер. Чтобы стать своим для кабанов, я с ними полгода жил в одном помещении. У зверей был сеновал с лежанкой, и мы там все вместе спали вповалку. Я пропитался их запахами. Когда они уже стали прижиматься ко мне во сне и греть своими телами, я понял, что можно начинать репетировать. Они поняли, что от меня не исходит никакой угрозы, я к ним лояльно отношусь, кормлю. Кабаны поверили в меня, и я стал для них вожаком. «Артистов» из первой группы звали Хрюка, Малыш, Мишка и Рыжий.

— Расскажите о первых успехах.

— Не было никакой методики — до всего доходил сам. Решил идти от их дикости. Выпустив кабанов в манеж, попробовал «свободу лошадей». Имеется в виду работа лошадок без сбруи, когда они синхронно исполняют разнообразные перестроения. И у нас, как говорится, пошло. Кабаны научились бегать по кругу парами, перестраиваться в шеренгу, крутиться вокруг собственной оси. Потом началась уже сольная работа.

Это очень умные животные. По способностям я сравнил бы их с обезьянами. Эти парнокопытные — думают! Например, на репетициях я разговаривал с вепрем, и он думал, что я от него требую. Одно сделает, посмотрит — не то, другое сделает — опять не то, а с третьей попытки получается как надо. Он запоминает, что требовалось сделать! Кабаны очень понятливые. Проводились эксперименты, где они сами регулировали температуру в вольере с помощью автоматических устройств: повышали ее или понижали.

Через год приехала комиссия и увидела, что у нас получилась работа. Меня уже оформили как дрессировщика и разрешили увеличить группу до 6 диких кабанов и 6 рысей. Я снова поехал в заповедник — для нас отловили еще двух кабанов, закупили еще четырех рысей. Мы начали готовить аттракцион и в 1990 году его выпустили. Вместо тумб у нас стояли кабаны, и рыси прыгали со спины одного секача на спину другого. В природе рысь охотится на кабана — то есть под ней, по сути, стоял корм. Я тогда часто вспоминал одного известного немецкого зоолога, который утверждал, что к кабану нельзя подходить сзади, нельзя прикасаться к его гриве с гребнем на спине… Я опроверг все эти утверждения.

— Дрессируют диких кабанов?

— В Западной Германии был один специалист, у которого было 6 кабанов. Но какие они делали трюки, я не знаю. В 1990 году, когда мы выпустили аттракцион «Дикие кабаны и рыси» и реклама попала на Запад, этот немец сдал своих животных, и больше с кабанами никто в мире не работал.

— У вас в группе все секачи. Почему не работаете с «дамами»?

— Из-за «критических дней». Ковер будет пачкаться, это не очень эстетично. Правда, в первой группе у меня оказалась одна девчонка. Сначала думали, что это мальчик, назвали кабанчика Фунтиком. Потом выяснилось, что это особа женского пола. Стали звать ее Фунтей. Мне пришлось всех кабанов кастрировать. Но Фунтя стала вожаком в стаде, устанавливала свои правила. Такое нам выдавала, что будь здоров! Очень настырной оказалась девкой, но меня любила! В природе в стаде кабанов царит матриархат. В нем обычно около 10–30 самок, детенышей, молодых самцов. Когда подсвинки мужского пола подрастают, их изгоняют из стада. Секачи живут поодиночке и приходят в стадо только во время брачного периода. Когда пути двух взрослых кабанов пересекаются, случаются драки.

— Как они у вас мирно соседствуют?

— В этом-то и была вся сложность, чтобы «пацанов», одиночек по природе, свести в одну группу. Но уже был наработанный опыт. Кабаны считают меня вожаком, подчиняются мне. Я не разрешаю им драться — это табу, запрет. Как только захожу в вольер, они тут же расходятся по своим местам. Но бывает, что схватываются, пока я не вижу. Например, два моих кабана, Чуня и Кеша, так и не смогли ужиться с остальной пятеркой секачей. Они сидят в отдельном вольере, через решетку от остальной группы. В манеже все проходит мирно, они терпят друг друга.

«Мои «артисты» выдрессированы как собаки»

— Какая по счету у вас группа?

— Сейчас у меня уже третья группа. Получилось так, что мы с Ларисой Тихоновой расстались, и при разводе подготовленная труппа «артистов» осталась у нее. А мне разрешили взять группу медведей и рысей. Аттракцион я выпустил в 2000 году. Он назывался «Сибирские рыси и бурые медведи». Потом директор попросил взять четверку кабанов и ввести их в аттракцион. А вскоре стало понятно, что четыре кабана — это очень мало, мне предложили взять группу из шести животных и сделать номер заново. Четырех своих клыкастых питомцев я пристроил в частных цирк и вновь стал работать с молодняком.

— Кабаны у вас убегали?

— Двух «артистов» я лишился. Один ушел у меня в Костроме: рабочий неплотно закрыл дверцу, Хрюка выскочил. И ворота циркового двора как назло оказались открытыми: туда как раз заезжала машина. Кабан вырвался в город. Нам сообщили, что его видели около ипподрома. Вероятно, Хрюка почувствовал знакомый ему запах лошадей. Обоняние ведь у вепрей великолепное. Запах пищи они чувствуют на расстоянии более пяти километров! Потом наш сбежавший секач стал появляться в лесопарке. Мы туда ходили с волейбольной сеткой в надежде, что удастся накинуть ее на Хрюку и поймать его. Но он уже там не появлялся.

Через десять дней, нагулявшись, решил вернуться в цирк. Его заметили с теплохода на Волге: Хрюка плыл к нам с противоположного берега. В центре города тогда проходила ярмарка — стражи порядка встретили нашего «артиста» на берегу, стали оттеснять его машинами к стадиону. Решили перестраховаться — и застрелили кабана. Нам не хватило совсем немного времени, чтобы спасти Хрюку. Мы очень тяжело переживали его гибель. Он был лидером в труппе, вел за собой остальных кабанов, задавая нужный темп. Второй кабан сбежал у меня на гастролях в Румынии. Мы работали в небольшом городке, рядом было кукурузное поле. Решетки в вольере поставили неплотно — он «поднырнул» и ушел в поле. До окончания гастролей оставалось две недели. Была осень, поле было небольшое, его уже скашивали. Каждый день приходили ко мне люди с ружьями и спрашивали: «Можно его застрелить?» Я говорил: «Нет, пока я не уеду, нельзя!» Все ждал, что кабан вернется. Но больше его так и не увидел. Скорее всего, после нашего отъезда полицейские его застрелили.

— Сколько лет вашим кабанам?

— В феврале будет 10 лет. В природе они живут до 20 лет. А в неволе побольше. Я помню, как мне их привезли малюсенькими, еще полосатыми, — они между решеток проскакивали в вольере, мы их ловили по всему цирку…

— Любимец есть?

— Выделять кого-то одного нельзя. Кабаны очень ревностно к этому относятся. Они очень наблюдательны. Увидят, что кому-то подкормки достается больше, начинается драка. Каждый кабан получает в день по килограмму хлеба, по 3,5 килограмма различных овощей, гранулированные отруби, рыбий жир, а в качестве подкормки — сухари, сыр, говяжье мясо без костей. В природе кабаны едят желуди, орехи, всякие клубни, лягушек, ящериц, дождевых червей. Когда голодно, выкапывают корневища растений, в том числе и ядовитых. Это никак не отражается на их здоровье. Не боятся кабаны и змеиного яда. В голодную зиму могут загнать зайца, не брезгуют падалью. Могут даже сородича своего съесть.

— Как-то ухаживаете за копытами?

— Нет, я их держу в помещении на бетонном полу, они сами себе ровняют копыта.

Номер с дикими кабанами неизменно вызывает ажиотаж на представлении в цирке. А больше всех покладистым артистам с грозными клыками удивляются охотники.

— После представления приходят ко мне за кулисы, спрашивают: «Как так? Мы бегаем от секачей по тайге, а они у вас такое вытворяют!..» Кабан в природе действительно зверь довольно коварный. У него голова находится на уровне живота, клыки с резцами заточены как бритва. Мотнет головой — и вспарывает человека на раз. У нас все проходит мирно. У моих питомцев таких позывов нет. Мои «артисты» выдрессированы как собаки. Они так же привязываются к человеку, очень преданные, а еще — хорошие имитаторы. Могут, подражая собакам, лаять и, как тигры, реветь и рычать.

2019-й — год Желтой Земляной Свиньи. Владимир Добряков уверен, что миролюбивое парнокопытное принесет людям много новых увлечений и идей. Вепрь любопытен, радуется жизни, легко преодолевает препятствия, любит постигать все новое. Кабан очень осторожный и осмотрительный, но не трусливый. Так что грядущий год обещает быть ярким.

Источник

Exit mobile version