Задержание сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова и его отца Рауля стало сигналом к началу атаки на коррупционеров в правящей элите северокавказской республики, считают опрошенные «МК» эксперты. Фактически, КЧР пошла по стопам Дагестана, где уже год идет зачистка проворовавшихся чиновников.
Константин Каженин, старший научный сотрудник Института Гайдара:
– Резонанс от убийств Жукова и Шебзухова в Карачаево-Черкесии был огромный. Слухи о причастности Арашукова ходили очень давно. Однако, судя по сообщениям СМИ, первоначально другие фигуранты дела не подтверждали эти слухи. Задержание позволяет предположить, что сейчас ситуация изменилась. Вместе с тем, семейство Арашуковых является одним из ветеранов внутриэлитной борьбы в Карачаево-Черкесии, и арест Рауфа наверняка отразится на их позициях. Возвышение семьи началось с Рауля Арашукова, отца сенатора. С 1990-х годов вокруг него начала выстраиваться клиентела, обязанная ему своим благополучием. Группа этих людей не мала и теперь по ним нанесли довольно сильный удар. Но у большинства жителей республики нет никаких иллюзий по поводу того, как основные региональные «кланы» выстроили свои империи.
После ареста отца ситуация становится симметричной той, что произошла с другой влиятельной семьей — Деревых. В прошлом году также были арестованы отец и сын. Две эти семьи в КЧР традиционно с переменным успехом боролись за влияние в одних и тех же районах и за близость к главе республики (экс-сенатор Вячеслав Дерев был задержан в 2018-м году по обвинению в махинациях с НДС на сумму в 119 миллионов рублей, его сына, главу Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесии Эдуарда Дерева, обвинили в нападении на сотрудника ГИБДД — примечание «МК»).
Владимир Новиков, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований стран Черноморского регион:
– Задержание Рауфа и Рауля Арашуковых стало результатом внутриэлитной борьбы в Карачаево-Черкесии. В республике готовят смену власти, и скоро мы узнаем много чего интересного. Убийство, в котором сейчас обвиняют Рауфа, было совершено в 2010 году. Это очень напоминает тот подход, который был использован в Дагестане при возбуждении так называемого «дела министров». Не случайно при задержании Арашукова в Совете Федерации присутствовали глава Верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, генпрокурор Юрий Чайка и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Расул Асад, директор института стратегических исследований и развития Северного Кавказа:
– Семья Арашуковых – одна из богатейших и влиятельных в КЧР и за ее пределами. Долгое время Рауфа информационно обрабатывали и было понятно, что все идёт к аресту. Естественно, Арашуков все это понимал и пытался «решить вопрос», благо ресурсы были. Надеялся он, конечно, и на дружбу с председателем СК Александром Бастрыкином. Последний приезжал ещё летом отдыхать к Арашуковым в КЧР. Совместные фотографии облетели интернет. Кроме того, Арашуков дружил и с Кадыровым, но, как говорят, газовый вопрос развёл их по разные стороны. Рауль Арашуков был советником главы «Газпрома» Алексея Миллера.
Убийства, в которых обвиняется Рауф, произошли в 2010 году. На тот момент ему было 23 года. Возможно, Карачаево-Черкесия вслед за Дагестаном станет регионом, где правоохранительные органы планируют масштабную антикоррупционную борьбу. Ясно, что арестом Арашуковых дело не закончится. Масштабность процессу придает то, что его схватили в Совете Федерации прямо во время заседания. В принципе таких, как он, в регионах полно. Влиятельных, способных решать вопросы и свои собственные, и кураторов. Но как мы видим, в нужный момент их всех пускают расход.