Трехлетние исследования популяций трех видов черноморских дельфинов, позволяющие, в конечном итоге, оценить современное экологическое состояние Черного моря в целом, начались в 2018 в акватории побережья Кавказа от границы с Абхазией до Керченского пролива. Во вторник инициатор проекта — компания «Роснефть» и исполнители — ученые  Института  океанологии РАН рассказали о целях работы и первых  результатах, полученных минувшим летом на «полевом», а точнее, водном этапе сбора данных.

Лаборатория морских млекопитающих ИО РАН не проводила комплексных исследований, посвященных жизнедеятельности китообразных Черного моря, со времен СССР. Между тем, то, что сейчас известно биологам по разрозненным данным, наводит на грустные мысли: во многих местах, где раньше дельфины водились в больших количествах, сейчас не наблюдается ни одной особи. Например, такая ситуация сложилась в последние годы на Тарханкутском полуострове в Крыму, который в конце 70-х годов считался одним из самых «дельфиньих» мест. Есть предположения, что массовый траловый лов рыбы подорвал кормовую базу афалин в этих местах, из-за чего они и ушли в другие районы…

– Инициатором нынешнего проекта исследований, проводимых при помощи современных яхт и с использованием новейшего оборудования, выступила компания «Роснефть», и мы, конечно, тут же согласились в них участвовать, – говорит Александр Агафонов, научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих, кандидат биологических наук, который  более 30 лет изучает поведение и акустическую сигнализацию морских млекопитающих. – Это пример, пожалуй, идеального взаимодействия промышленности и науки. 

Представитель «Роснефти» Артем Исаченко отметил во вступительном слове, что главным принципом компании при осуществлении её основной деятельности является сохранение биоразнообразия осваиваемых территорий. К примеру, в Арктике в рамках реализуемого шельфового проекта, нефтяники уже проводят ряд исследований, направленных на охрану окружающей среды. В частности, были изучены условия обитания белых медведей и моржей. «В Черном море такими индикаторами экологического благополучия  являются морские млекопитающие. Мы надеемся, что полученные учеными данные по их сезонному распространению, численности и состоянию здоровья помогут нам выработать правильную тактику при размещении нефтедобывающего оборудования», – сказал Исаченко.

Итак, ученым предстоит изучить примерно одну четверть всей береговой линии Черного моря. В дальнейшем результаты можно будет экстраполировать на все море в целом и ответить на вопросы о численности дельфинов, размерах их групп, миграциях и многом другом. Наблюдать за морскими млекопитающими будут с арендованных яхт, вертолетов, самолетов и «беспилотников», а также с береговых наблюдательных пунктов.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Мамы-алиментщицы: в России растет число женщин, задолжавших детям

− Почему мы сконцентрировали свое внимание  именно на  дельфинах? – говорит Александр Агафонов. –  Это очень своеобразная группа млекопитающих, которые путем длительной эволюции приспособились к существованию в водной среде. Долгое время их рассматривали только как объект промысла, и только с середины  прошлого века заинтересовались, как интереснейшими биологическими объектами. Оказалось, что они обладают необычайно крупным мозгом, отличаются сложным поведением, развитой социальной структурой,  богатым акустическим репертуаром. Если их не промышлять, а изучать, то, возможно, нам удастся с ними подружиться, и они станут нашими помощниками при освоении океана. В Черном море  обитают три вида дельфинов: афалина, белобочка и морская свинья (или азовка). Считается, что они там живут со времени образования современного Черного моря,  (т.е. – примерно 8 тысяч лет), и в силу изолированности данной акватории практически не общаются со средиземноморскими собратьями. Если проводить аналогию с людьми, они примерно как аборигены Австралии, которые несколько десятков тысяч лет жили изолированно, пока их не открыли европейские путешественники. Изучение современного образа жизни черноморских дельфинов поможет нам лучше изучить  показатели состояния водоема в целом. Ведь по его берегам находятся развитые промышленные страны, в воду сбрасываются отходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, кроме того, в последнее время отмечен явный  перелов рыбы.

Раньше, по словам Агафонова, исследования дельфинов проводились, но исключительно в связи с их промыслом. В 2013-2014 годах под эгидой консультационной организации по вопросам рыболовства Macalister Elliot & Partners LTD (MEP) в рамках проекта Adverse Fisheries Impacts on Cetacean Populations in the Black Sea, был проведен глобальный учет черноморских дельфинов, но его результаты вызвали сомнения у российских ученых. «Судно подплывает к скоплению дельфинов, считает их, а затем производится экстраполяция на всю акваторию, – говорит Александр Агафонов. – Этот принцип был бы правильным, если бы дельфины равномерно распределялись по морю. Но наши последние исследования показали, что например, рыболовецкие сейнеры, как губка притягивают к себе дельфинов, а в других местах их нет, море пустое. И на самом деле дельфинов оказывается значительно меньше.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Трамп: Роберт Мюллер 'конфликт' и 'никогда Трампер'

Биологи использовали летом все возможные методы наблюдений, как визуальные (с суши, с моря и квадрокоптеров), так и акустические. Например, у каждой афалины имеется индивидуальный опознавательный сигнал («свист-автограф»), и специалисты имеют возможность по нему точно подсчитать количество присутствующих особей.  По белобочкам дело обстоит сложнее, они вообще поведенчески мало исследованы. «Мы — первые, кто начал изучать акустику белобочек в Черном море, – говорит Агафонов. – Сейчас первые полученные данные по 300-м пройденным милям обрабатываются и сводятся в единую систему».  
Справка МК

Считается, что в середине прошлого века популяция всех видов дельфинов в Черном море превышала миллион особей. Поскольку виды были промысловыми, то белобочек, например, вылавливали до сотни тысяч в год. Сейчас, по данным ученых, морских млекопитающих — на порядок меньше, и это несмотря на то, что их промысел уже прекращен. Так, СССР, Румыния и Болгария запретили отлов дельфинов в 1966-м году, Турция — в 1983-м.  

Первые результаты подтвердили, что белобочка обитает, в основном,  вдали от береговой зоны, а  афалины и азовки ведут прибрежный образ жизни, причем на локальных участках. Места их скоплений ученые наносили на специальную карту. «Эти места, похоже, тесно связаны с подводным рельефом, – пояснил «МК» Агафонов. –  К примеру, в Крыму, больше дельфинов обитает у Южного берега, а вот длинные песчаные пологие берега у них непопулярны. 

Есть еще одна цель начатого в Черном море мониторинга: понять, почему в последние годы участились выбросы китообразных на берег.

Рассказывает генеральный директор научно-экспедиционного центра по исследованию морских млекопитающих Андрей Болтунов

– Не менее важный вопрос — разобраться с выбросами мертвых дельфинов; их в последние годы всё чаще находят на побережье. Они привлекает к себе большое внимание общественности. Мы поставили себе цель: сначала собрать все данные, которые известны о выбросах дельфинов,  определить их сезонность, географическую локализацию по побережью, и, конечно, попытаться выяснить, что является причиной. 

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Эверест: британский человек среди последних смертей на горы

Пока, то, что мы видели, наводит нас на вывод о том, что главным фактором, приводящим к гибели дельфинов, является рыболовство — дельфины путаются в сетях, рыбаки выбрасывают их в море, а после прибоем их прибивает к берегу. О гибели от снастей говорят порезы и следы ударов винтом на телах погибших животных. Последнее время приходит информация о том, что  дельфины давятся пластиковым мусором. Так, в Крыму обнаружили белобочку, у которой в пасти  застряла какая-то пластиковая шестеренка от машинки. Своевременно помощь оказать было некому, и животное погибло. 

Из трех видов дельфинов больше всего гибнет морских свиней. Они наименьшие по размеру, видимо – обладают менее развитыми психическими функциями и ведут (в отличие от афалин и азовок) как правило, одиночный образ жизни. 

«Образом жизни они напоминают бродячих собак, – поясняет Александр Агафонов, – к примеру, только их периодически видят в грязной балаклавской бухте, куда приличные дельфины заплывать брезгуют. Соответственно, именно азовки больше подвержены различным болезням, имеют низкую продолжительность жизни. Из всех выброшенных на берег дельфинов 80% –  азовки. Есть, правда, одно оправдание этим несчастным животным: исследователи пишут о почти  поголовном поражении гельминтами их слуховых проходов. Отсюда, наверно, – и проблемы с ориентацией под водой, и слабый иммунитет».

В общем, теперь, благодаря «Роснефти» ученые рассчитывают досконально изучить эту проблему. По словам Болтунова, уже весной они намерены отобрать первые биопробы у погибших животных и отправить их на экспертизу в специальную лабораторию.

“Мы надеемся, что 2019 год будет не менее урожайный, планируем исследования по тому же маршруту, но в июне, чтобы охватить другой сезон”, – рассказал Агафонов.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x