Двухдневная конференция по Афганистану в Москве не обещала больших сюрпризов, и тем не менее дала интересные результаты. Например, представители запрещенного в России движения «Талибан» заявили, что в новой афганской конституции готовы закрепить права женщин. Но с официальным Кабулом они разговаривать по-прежнему отказываются. А власти страны в свою очередь довольно нервно реагируют на попытки решить судьбу Афганистана без его участия. Так зачем же созывалась московская конференция и приблизила ли она страну к миру?
От движения «Талибан» (организация признана в РФ террористической и запрещена) во встрече, организованной 5-6 февраля, участвовали более 10 человек, а всего было заявлено около 100 участников. Представителей официального правительства Афганистана среди них не было. Талибы отказываются напрямую разговаривать с Кабулом, считая местные власти марионетками США. Правительство тоже не проявило большого желания приехать в Москву.
«Вы можете устроить сотни таких встреч, — заявил афганский президент Ашраф Гани. — Мирное соглашение с «Талибаном» невозможно без общенационального консенсуса».
В отличие от аналогичных ноябрьских переговоров в Москве, на этот раз на них не присутствовали даже представители Высшего совета мира Афганистана (это околоправительственная организация, не имеющая реальной власти, но проводящая консультации по мирному процессу). Перед началом февральской встречи они заявили, что у них было слишком мало времени на то, чтобы оценить, стоит ли ехать в Россию.
Зато (исключительно за свой счет) в российскую столицу прибыл «десант» афганских политиков и бывших чиновников, включая экс-президента Хамида Карзая. Некоторые из них претендуют на кресло главы государства. В июле в Афганистане пройдут выборы, и политики уже начали готовиться оспорить лидерство Гани.
«Московские переговоры внесут свой вклад в процесс, которым руководит Халилзад (главный американский переговорщик — «МК»). Кроме того, устраивать их в этом регионе гораздо эффективней и продуктивней», — уверен присутствовавший в Москве бывший губернатор провинции Балх Атта Мухаммед Нур. По информации The Washington Post, он выставил свою кандидатуру на грядущих президентских выборах.
Российские политики во встрече не участвуют даже в качестве наблюдателей. На этот раз она была организована не Москвой, а местной афганской диаспорой. Тем не менее, западные аналитики считают, что для России московская конференция — лишний повод оспорить лидерство США. В конце января завершились переговоры «Талибана» и США в Дохе. Главный американский переговорщик по Афганистану Залмай Халилзад после них заявил о прорывном успехе. По его словам, стороны сошлись на следующем: если Америка выведет из страны свои войска, талибы гарантируют, что она не станет базой для террористов.
Москва тоже хочет участвовать в афганском мирном процессе. Хотя для самих талибов ценнее прямой разговор с американцами, московские консультации затрагивают более широкий круг вопросов. Если в Дохе стороны обговаривали, на каких условиях американских контингент покинет Афганистан, то в Москве речь шла о послевоенном устройстве страны.
Например, глава делегации «Талибана» Мохаммад Аббас Станикзай заявил, что Афганистан нуждается в новой конституции. По его словам, нынешний основной закон «скопирован с Запада и навязан афганскому мусульманскому обществу под тенью оккупации». Хотя новая конституция, как сказал Станикзай, должна быть построена «по мусульманским принципам», в ней будут гарантированы права женщин на работу, образование и выбор мужа.