Российские ученые готовы к форсированию общенационального проекта по исследованию мозга. США еще в 2013 году приняли соответствующую программу на 15 лет с финансированием в размере 10 миллиардов долларов. Подобный проект под названием «Человеческий мозг» есть в Европе, а Китай и вовсе поставил себе цель к 2030 году занять лидирующее положение по данной теме в мире.
О необходимости запуска такого проекта в России заявил в День науки президент РАН Александр Сергеев, участвуя в пресс-конференции с ведущими нейрохирургами и нейробиологами страны.
Глава Академии отметил, что весь мир уделяет исследованию мозга большое внимание.
– Россия в области науки о мозге отстает от ведущих стран, – сказал Сергеев. – В мире есть несколько крупных проектов, но Россия в них если и участвует, то очень ограниченно.
По словам президента РАН, принято решение вынести на обсуждение с представителями власти создание серьезного проекта по изучению мозга в России.
А почему, собственно, так велик в мире интерес к мозгу?
Во-первых, перед наукой стоит задача увеличить среднюю продолжительность жизни в стране к 2024 году до 78 лет, а болезни мозга стоят в списке основных болезней, сокращающих и качество жизни, и ее продолжительность. Во-вторых, по мнению академика РАН, директора «Научного центра неврологии» Михаила Пирадова, мозг привлекает ученых своим необъятным потенциалом:
Если запараллелить все компьютеры мира, то скорость протекания процессов в них все равно будет меньше, чем скорость протекания процессов мозга одного человека. Если искусственный интеллект, выбирая то или иное решение, просто перебирает все имеющиеся варианты, то мозг руководствуется чем-то иным, скорее, интуицией. Скорость обработки информации человеческим мозгом до недавних времен оставалась выше, чем у машин. Сейчас же они практически сравнялись. Возможно, настанет день, когда человек и машина станут одним целым, мы сможем выгружать свое сознание в облако, тем самым обеспечивая себе цифровое бессмертие.
Одним из важных проектов, который реализуется в его центре, Пирадов назвал "Ассистивные технологии", которые направлены на активацию тех областей мозга, которые у пациентов не работают. Это так называемые нейротренажеры, которые позволяют возвращать больных с нейрозаболеваниями в общество.
Академик Александр Потапов, возглавляющий НМИЦ нейрохирургии имени Бурденко, рассказал об основных приоритетах современной нейронауки в России. Это сосудистая патология, нейроонкология, нейротравматология, нейродегенеративные заболевания и пр. Он отметил, что в прошлом году Российский фонд фундаментальных исследований запустил проект по изучению глиом (опухолей) мозга человека. В 2018-м году группа сотрудников института опубликовала статью об исследовании области мозга, отвечающей за сознание.
Вообще-то эту область на примере мозга кошки описали еще в 1948 году итальянские ученые Джузеппе Моруцци и Гораций Мэгун. Ее назвали ретикулярной формацией. По структуре она напоминает сеть, состоящую из нейронов, которая осуществляет активацию коры головного мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга.
– До последнего времени не было возможности увидеть эту формацию в трехмерном виде, – пояснил «МК» Александр Потапов. – Единичные работы с помощью аппарата МРТ были сделаны на западе. Но нашим специалистам из отдела нейрорентгенологии радионуклидных методов удалось отследить эту зону у 20 живых здоровых людей и пациентов с различными патологиями. Зона сознания находится в области затылка, в самой большой части мозгового ствола.
Что касается других функциональных областей мозга, специалисты отметили: сейчас пересматриваются вопросы их локализации. В отличие от ученых, которые описывали местонахождения областей речевых и двигательных функций в середине XIX века, нынешние поняли, что расположение зон может быть индивидуально.
– У каждого своя анатомия, – говорит Потапов. – К примеру, было известно, что речевая и двигательная функции должны располагаться в нижнем отделе лобной доли. Но попадается пациент, у которого из-за доброкачественной глиомы данная область сместилась в другую сторону. За счет пластичности мозг способен перестраиваться.
Кстати, не только опухоли влияют на изменение локализации тех или иных зон. Это могут быть и хронические заболевания, и врожденные аномалии, не соответствующие стандартным представлениям.