Если спросить на улице, слышал ли кто имя Сарданы Авксентьевой, то в лучшем случае в ответ пожмут плечами. Зато история с арестом двух Арашуковых и отставкой замглавы Росгеологии Руслана Горринга — у всех на устах. Негативные новости в силу их эмоциональной окраски вызывают выраженный интерес и легче запоминаются.
Между тем Авксентьева тоже чиновница — мэр Якутска, блестяще выигравшая на сентябрьских выборах. Причем у системы, считавшейся незыблемой и непоколебимой. Конечно, и прежде бывали сбои, когда власть отступала перед натиском «народных» активистов. К примеру, в случае с экс-мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом или экс-главой Петрозаводска Галиной Ширшовой. Но их позже выдавили из сплоченных рядов и чиновничьих шеренг, словно инородное тело.
Новый мэр Якутска тоже выбивается из привычной среды, будто человек из параллельной вселенной. Настолько необычными кажутся ее инициативы на новом посту. Почти «бунт индивидуальности», выражаясь языком Ильфа и Петрова. На самом деле Сардана Владимировна — стильная, импозантная дама с хорошим вкусом и чутьем. Ведь она — выходец из госструктур, прекрасно понимающая ответственность не только перед жителями родного города, но и бдительным оком номенклатуры. Поэтому старается не афишировать свои скромные успехи, чтобы не повторить печальный опыт коллег. Любые действия, выбивающиеся из «общепринятых норм», воспринимаются властью как популизм, покушение на устои и скрепы.
«Нормы» — это когда обычные граждане довольствуются зарплатой, приближенной к прожиточному минимуму, а депутаты, сенаторы, губернаторы, главы госкорпораций, газовые и нефтяные «короли» имеют миллионные оклады. Некоторые — в день, а не за месяц. На этом фоне всякие рассуждения о размере МРОТ или повышении прожиточного минимума (в лучшем случае на несколько сот рублей) выглядят сегодня издевательством. Тем более при скачущих ценах на все виды продуктов и услуг.
Кажется, «верхи» наши настолько оторваны от реальности, что перестали понимать жизнь «низов». Что подтверждает и известное высказывание саратовской чиновницы о том, что в месяц пенсионеру достаточно несколько тысяч рублей, ставшее уже фольклором. Будто у этого мифического пенсионера нет других забот и потребностей, кроме как умять «макарошки» и завалиться на бок. И не нужно платить за электроэнергию, ЖКХ, бензин, лекарства, лечение, отдых, покупку сезонной одежды…
К сожалению, эта позиция чиновничества, судя по многочисленным их высказываниям, утекающим в прессу и соцсети, — массовая: в своей бедности, по их мнению, мы виноваты сами. Недавно один из госслужащих, рассуждая о слабых амбициях россиян, презрительно заметил: «нашему человеку нужно не так много: ну, будет он получать за свою работу тысяч семьдесят, он и счастлив — больше ему ничего не надо!».
Длительное пребывание в коридорах власти с гигантским окладом и на полном пансионе лишает чиновника всякого представления о том, как на самом деле живут люди. Ведь даже по официальной статистике, сегодня мало кто получает 70 тысяч. Средний заработок россиян не превышает 35–40 тысяч руб. Миллионы же и вовсе перебиваются на сумму, едва дотягивающую до МРОТ.
По данным экспертов РАНХиГС, в стране около 36 миллионов человек, чей уровень жизни максимально близок к бедности — то есть их доход не превышает 9–10 тысяч рублей. Особенно много таких в провинции. Социальный вице-премьер Татьяна Голикова предложила недавно пересмотреть шкалу, по которой оценивается уровень бедности, в силу того что стандарты, принятые еще в 1992 году, устарели. Проще говоря, поменять подходы к обозначению уровня бедности, поскольку пока не предвидится возможностей для ее ликвидации.
Уже создана рабочая группа, которая занимается подготовкой «пересмотра подходов». Результаты ожидаются в 2020 году. И если «правильно» посчитают, то в будущем году, возможно, нищета окажется побежденной, полностью и окончательно. Разумеется, только на бумаге — в цифрах и отчетах. А миллионы бедных как были в стране, так и останутся. Потом на высоких совещаниях авторы «пирровой победы» будут ликовать: «Вот, наконец, искоренили убогое наследие лихих 90-х». Апеллируя и критикуя прошлое, вместо того чтобы подумать о будущем — как самой страны, так и ее стремительно беднеющего населения.
Боюсь, наверху нет даже понимания, как на самом деле победить бедность и что для этого нужно сделать. Легче всего распределять бюджеты, не неся никакой ответственности за состояние подведомственной отрасли. Или тратить колоссальные средства на мифические мегапроекты, которые, как правило, требуют огромных денег на последующее содержание.
Зато есть проблемы, ухудшающие и без того нелегкое положение населения. Не так давно СМИ обнародовали статистику обманутых дольщиков — более 200 тысяч человек. Это только официальные цифры. В действительности их может оказаться вдвое-втрое больше. Люди влезают в кредит, ипотеку или копят всю жизнь, но в один миг лишаются всего: и денег, и надежды когда-нибудь получить вожделенное жилье.
Каждого застройщика, конечно, невозможно проконтролировать, однако можно и нужно изменить законодательство, чтобы полностью ликвидировать условия для обмана несчастных дольщиков и не умножать армию тех, кто недоволен существующим положением. Это вовсе не фантазии, не желание чересчур драматизировать и вовсе не «подрыв устоев», как может показаться. А повседневная и не очень привлекательная реальность, в которой пребывает существенная часть населения.
Вернемся, однако, к мэру заснеженного Якутска, с которого началось повествование. Что такого успела сделать Авксентьева за несколько месяцев работы? И почему ее деятельность вызывает надежды на потепление политического климата, хотя бы в отдельно взятом заснеженном регионе. Об этом не раз писали, но нелишне повторить, чтобы подать пример другим. Особенно показать те шаги, что меняют наше представление о современном чиновнике.
Сардана Владимировна отказалась от дорогого новогоднего корпоратива, который планировали для работников мэрии в Государственном театре оперы и балета. Естественно, за счет бюджета. Своим замам вместо этого предложила организовать предновогодние вечера в каком-нибудь из социальных учреждений, подключив подведомственные предприятия. Продала дорогие внедорожники, доставшиеся от бывшего мэра, расторгла контракт с недобросовестными дорожниками, уложившими асфальт прямо на снегу, отказалась от дорого столичного балета и показа модного мехового дизайнера, использовав сэкономленные деньги на нужды школ.
В одном из интервью Авксентьева поделилась сокровенным желанием: «Я хотела бы гордиться сокращением ветхого и аварийного жилья в родном городе, разобраться с муниципальными закупками, улучшить состояние дорог, увеличить количество теплых остановок для горожан, уделять больше внимания образованию, ЖКХ, здравоохранению. Работы много, и она не имеет отношения к тому хайпу, который разгоняется вокруг моего имени». То есть все перечисленные ею меры и задачи касаются не обезличенных мэрских обязанностей, а повседневных забот и нужд простого человека.
Если посмотреть комментарии к интервью, то бросается в глаза, как соскучились люди по совестливым руководителям, думающим в первую очередь о них, а не о собственных высоких должностях и обустройстве своих детей, внуков и подельников. Истосковались по нормальному человеческому отношению со стороны власти, поскольку видят в наши дни от нее сплошь воровство, кумовство, коррупцию, хамство, адюльтер, зарубежную недвижимость и счета в банках.
И именно такой социально ориентированный и современно мыслящий руководитель будет востребован в обществе в дальнейшем. Главное, дать ему зеленый свет, соответствующее законодательство, независимые СМИ и справедливый суд. Тогда у нас действительно появится шанс повысить уровень жизни и избавиться наконец от нового типа крепостничества, когда элитам — все, а народу — МРОТ в рот — и заткнитесь!