В ближайшие два года лечить онкозаболевания в России грозятся по-новому: тариф на финансовое обеспечение такой помощи в стране вырастет на 72%. Уже в этом году вводится новая система контроля качества оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими диагнозами. Об этом «МК» рассказала начальник управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук.
Уже в этом году из бюджета на лечения раковых больных выделят более 70 миллиардов рублей дополнительно, а в 2021 года — 140 млрд. Например, сегодня день в больнице для среднестатистического больного оценивается в 30 тысяч рублей, а для онкологического — в 76 тысяч. При новом финансировании, считают в ФФОМС проблем с лекарственным обеспечением возникать уже не должно. А врачам не придется назначать пациентам от безысходности дешевые и малоэффективные препараты.
И все же, как отмечают многие эксперты, даже с повышением финансирования ситуация с лечением в наших больницах меняется далеко не всегда. Проведенный мониторинг показал, что основных проблем сегодня несколько. В дневных отделениях больниц катастрофически не хватает коек для проведения лекарственной терапии. Кроме того, у нас практически не используют современную и эффективную, но весьма дорогостоящую таргетную терапию, предпочитая пикчать онкобольных дешевой и устаревшей «химией». К сожалению, в больницах очень часто нарушают дозировки химических препаратов, не соблюдают сроки и длительность лечения, несвоевременно назначают или не назначают вовсе профилактику осложнений после «химии».
По итогам мониторинга Фонд разработал новую систему контроля качества оказания медпомощи больным с онкодиагнозами (она уже внедрена в стране в тестовом режиме и очень скоро перейдет в рядовой режим). Теперь данные каждого человека со свежеустановленным диагнозом будут заноситься в специальный реестр со специальным счетом — чтобы эксперты страховых медорганизаций (СМО), выдавших пациенту полис ОМС, могли видеть, насколько грамотная схема лечения назначена, соблюдаются ли сроки оказания медпомощи и пр. «Необходимо, чтобы врач знал клинические рекомендации, умел их использовать, и назначал правильно схему лечения», – говорит Светлана Кравчук.
В обязанности СМО теперь входит ежемесячно проверять страховые счета онкобольных — по критериями соблюдения сроков, схем лечения, клинических рекомендаций и пр. Кстати, сроки по оказанию помощи онкопациентам недавно ужесточили: раньше предполагалось, что помощь должна прийти не позднее, чем через месяц после постановки диагноза, теперь на это отводится лишь пара недель. Если СМО выявит, что сроки не соблюдены или вместо современных препаратов назначены старые, дело будет передаваться на экспертизу. То есть, пациент сможет претендовать на независимую оценку оказываемой ему помощи не тогда, когда уже может быть поздно, а как только лечение началось.
Любопытно, что, даже если пациенты будет лечиться в разных медучреждениях, вся информация будет отражена на его индивидуальном лицевом счете в СМО, а значит, эксперты смогут понять, вовремя ли человека отправили в ту или иную профильную организацию за специализированной помощью.
Как рассказывает представитель одной из СМО Елена Третьякова, «если представитель страховой компании замечает, что на каком-то этапе пациент не появился на цикле лечения, то в обязанности страхового представителя входит обзвон пациентов, которые не являются на лечебные или диагностические мероприятия для выяснения причин отсутствия».
С этого года в системе ОМС введены и другие новшества. Как рассказывает Светлана Кравчук, теперь по обычному полису можно получать такие высокотехнологичные виды медпомощи, как стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов. Эксперты ожидают, что теперь количество пациентов, которые получат эти виды лечения, существенно вырастет. Ну а с любыми проблемами, связанным с качеством медпомощи или сроками ее оказания, нарушением пациентских прав, можно по-прежнему обращаться в свои страховые компании (телефон указан на полисе). По данным Кравчук, ежегодно в страховые компании обращается около 20 миллионов россиян.