На главу правительства Дмитрия Медведева во время очередной встречи с российскими сенаторами вылили целый ушат российских проблем. Спикер СФ Валентина Матвиенко рассказывала премьеру о плачевном состоянии вешалок в российских театрах, разбазаривании леса, а также о том, что гражданам приходится пить плохую воду и есть растительные жиры вместо сливочного масла. Медведев же пояснил сенаторам, где ставить ударение в слове «свекла».
Встреча проходила в стиле «вот у вас там в Моссовете» — Валентина Ивановна брала напором, многословностью и эмоциональностью, а Медведев, почесывая то лоб, то глаз, записывал что-то в своей блокнотик.
Начала Матвиенко издалека: надо сохранить гарантированное Конституцией федеративное устройство нашего государства. И Москва должна оставить попытки регулировать ситуацию в регионах.
А потом перешла к конкретике: Минпромторг продавливает закон о «развозной торговле», который «вторгается в компетенцию субъектов федерации». «Нужно ли из Москвы решать, где ставить разъездные торговые автомобили? Теперь уже и телевидение ерничает, ну, что возвращаемся в девяностые, ларьки ставим», — возмущалась Валентина Ивановна.
Второй проблемой, которую обозначила Матвиенко Медведеву, стало качество продтоваров. Спикер СФ отметила, что в Европе хороший контроль качества продуктов, поэтому контрафакта там не продадут. «А у нас не соблюдаются ГОСТы, ТУ! Продукты пичкаются суррогатами! В Германии за продажу просроченной продукции штраф 25 тысяч евро, а у нас — 30 тысяч рублей!»
По ее словам, Роспотребнадзор отвечает только за безопасность продуктов, а за качество никто не отвечает. Ситуация дошла до того, что настоящего сливочного масла сейчас почти не встретишь — сплошные растительные жиры.
Сенаторы предложили назначить какое-нибудь министерство ответственным за качество продуктов и ужесточить ответственность за нарушение нормативов для производителей. Медведев же напомнил, что за качество продуктов все же отвечает Роспотребнадзор, и если он не справляется, «мы решим судьбу этого ведомства».
Особо Матвиенко прошлась по качеству питьевой воды, на всякий случай оговорившись, что уж на столе-то перед Медведевым стоит вода проверенная. Однако до 80% минеральной воды таковой не является, ибо минеральные свойства в ней отсутствуют. У 37 компаний, производящих «Ессентуки», сейчас собираются изъять патент, ибо они даже не имеют доступа к скважинам.
«Государство должно нести ответственность за то, что пьют наши граждане», — заявила Матвиенко. И предложила ввести обязательную систему госрегистрации для всех видов вод, а не только для детских и лечебных (остальные у нас просто декларируются). Медведев в целом согласился и поделился своим лайфхаком: он всегда выбирает воду с газом, ибо больше шансов, что она не водопроводная.
Особо сенаторы коснулись проблемы лесной отрасли, которой «рулит теневой сектор». Матвиенко предложила на какое-то время приостановить вывоз леса за границу, а то «у нас каждая бутылка водки на контроле, а лес — нет». Глава правительства выразил надежду, что эти проблемы решит новый Лесной кодекс и введение электронной маркировки: «чтобы на каждом бревне было электронное клеймо».
Самой приятной для обсуждения Матвиенко назвала тему театров, бросив громкую фразу: «Театр в России больше, чем театр». Но в регионах, подчеркнула глава СФ, театры остро нуждаются в ремонте — так, что даже вешалки все развалились. «Если бы вы приняли мужественное решение выделить хоть пять миллиардов на восстановление театров», — сказала она Медведеву.
В ходе встречи сенаторы поднимали и другие проблемы. Когда, например, обсуждали качество нашего семенного фонда, Медведев не удержался и поправил одного из них, что надо говорить на «свеклА», а «свЁкла».
По итогам предыдущей встречи сенаторов с Медведевым, как рассказал ДАМ, все обозначенные в ее ходе проблемы были «в той или иной степени» решены, хотя иные и потребовали от главы правительства «определенной энергии, ибо связаны с расходом денежных средств». Такие встречи, отметил ДАМ, позволяют «лучше чувствовать нерв законотворческой деятельности» и обсуждать вопросы, которые имеют «общестрановое звучание». «Мы изучИм вопросы. То есть изУчим», — пообещал сенаторам российский премьер.