Власти Израиля планируют ужесточить меры по борьбе с терроризмом. На такой шаг в Иерусалиме пошли после
теракта, совершенного в минувшую среду в центре Тель-Авива.
Около половины десятого вечера Мухамад и Халид Махамрэ, жители палестинской деревни Ятта неподалеку от Хеврона, вооруженные автоматами и ножами, открыли огонь по посетителям торгово-развлекательного центра “Сарона”, расположенного рядом с министерством обороны и Генеральным штабом.
В результате нападения погибли четверо израильтян, еще 16 человек были доставлены в больницы с ранениями различной степени тяжести.
“Мы никому не рекомендуем испытывать наше терпение, – заявил на месте теракта в Тель-Авиве министр обороны Авигдор Либерман. – Все, кто имеют прямое или косвенное отношение к террористической деятельности против еврейского государства, понесут заслуженное наказание”.
Уже через несколько часов после нападения в Тель-Авиве израильская армия ввела режим полной блокады деревни Ятта. Параллельно министерство обороны аннулировало десятки тысяч разрешений на въезд палестинцев на территорию Израиля. Сообщается, что в район Хеврона стянуты дополнительные воинские подразделения.
Ожидается, что уже в понедельник министры узкого кабинета по вопросам безопасности утвердят дополнительные предложения министерства обороны и военного командования по борьбе с терроризмом на Западном берегу реки Иордан. Либерман также заявил, что будет добиваться введения практики разрушения домов боевиков в течение 24 часов после совершения ими нападений.
Правообладатель иллюстрации
AFP
Image caption
Жертвами стрельбы в Тель-Авиве стали четыре человека
Блокада – вынужденная мера
По словам бывшего офицера Службы общей безопасности (ШАБАК) Алекса Кушнира, режим блокады деревни Ятта со стороны израильской армии преследует две цели.
Во-первых, говорит он, палестинцы должны понимать, что любым действиям есть цена – будь это поощрение террористической деятельности или же полное молчание, что в данном случае равносильно соучастию в теракте.
“Я хорошо знаю эту деревню, во время службы мне доводилось там часто бывать. Поверьте, там ничего не происходит без ведома старейшин местных кланов, – говорит Кушнир. – Если бы они хотели предотвратить этот теракт, они бы вовремя сообщили в соответствующие структуры, будь это палестинские спецслужбы или координаторы ШАБАК, но этого не произошло”.
Во-вторых, по мнению Кушнира, военная блокада преследует и ряд оперативных целей. Многие боевики опасаются пользоваться мобильной связью или интернетом и предпочитают общаться через так называемых “посланников”. В случае, когда это становится невозможным, приходится идти на риск, что позволяет израильским силовиками перехватывать телефонные разговоры и получать важную информацию.
С минувшего четверга военные продолжают проводить обыски в домах активистов группировки ХАМАС, проживающих в Ятте. Пресс-служба Армии обороны Израиля сообщила о 12 задержанных палестинцах, подозревающихся в причастности к противозаконным действиям. Задержания в районе Хеврона вызвали беспорядки. На место были стянуты дополнительные силы армии и пограничной охраны.
Коллективное наказание
Еще одной мерой, которая, по мнению израильского руководства, поможет в борьбе с терроризмом, является
аннулирование разрешений на въезд палестинцев на территорию Израиля. После нападения в Тель-Авиве министерство обороны распорядилось отозвать 83 тысячи таких разрешений.
Исключение было сделано лишь в пятницу для мусульман, пожелавших посетить Иерусалим по случаю начала священного месяца Рамадан.
При этом десятки тысяч палестинцев, имеющих право на работу на территории Израиля, вынуждены оставаться дома. И когда закончится срок действия запрета – остается неясным.
“Коллективное наказание в данном случае вряд ли принесет необходимый результат, – говорит Марк Бабот, подполковник Генштаба в запасе. – Армия постоянно проводит свою работу на Западном берегу без всякой связи с мерами против гражданского населения”.
По словам Бабота, в недалеком прошлом палестинские жители деревни Ятта считались наиболее лояльными к евреям, а у большинства из них не возникало каких либо проблем с получением разрешения на въезд или работу в Израиле.
Ситуация в корне изменилась в начале 2000-х. Это был период кровавой палестинской интифады. Израиль провел антитеррористическую операцию “Защитная стена”, которая сильно повлияла на настроения жителей деревни. С тех пор тон в деревне задают наиболее ярые сторонники движения ХАМАС.
Правообладатель иллюстрации
Getty
Image caption
Авигдор Либерман занял пост министра обороны Израиля две недели назад
Правильный метод
Последнее решение министерства обороны не касается палестинцев, имеющих право на работу в еврейских поселениях. По словам Эли Швиро, мэра города Ариэль, расположенного за так называемой “зеленой чертой”, подавляющее большинство палестинских рабочих не имеет никакого отношения к терроризму.
“Все, чего хотят палестинцы, работающие на территории наших промышленных зон – это просто работать и иметь возможность кормить свои семьи, – говорит Швиро. – Как только мы их лишаем этой возможности, мы их сами толкаем на путь террора”.
По мнению Швиро, подполковника запаса, следует четко разделить меры, которые принимаются против подозреваемых в террористической деятельности и палестинским гражданским населением. Так, например, житель Палестинской автономии, желающий работать на территории Израиля, не сможет получить разрешение, пока за него не поручится израильский работодатель. Процесс выдачи такого разрешения может занять от одной до трех недель.
Если же речь идет о разрешении гуманитарного характера или транзите для выезда за границу, время выдачи такой справки существенно сокращается. Палестинец, обратившийся в Управление гражданской администрации Иудеи и Самарии, может получить его за считанные дни.
Изменится ли такая практика при новом главе оборонного ведомства, который
занял свой пост всего две недели назад – пока толком никто не знает. Большинство местных аналитиков сходится во мнении, что не все, о чем декларировал Авигдор Либерман, будучи в оппозиции, он сумеет и захочет претворить в жизнь в кресле министра обороны.
Его откровенные антипалестинские лозунги могут отойти на второй план, когда речь зайдет о прагматичном подходе во всем, что касается совместного безопасного проживания палестинцев и израильских поселенцев на территории Западного берега. Особенно учитывая, насколько взрывоопасной является там ситуация.
“Мы должны понимать, что от правильных и прагматичных действий Либермана в кресле министра обороны зависят жизни сотен тысяч израильских граждан, поэтому его успех будет гарантией нашей безопасности”, – подчеркнул мэр Ариэля Эли Швиро.