На последней перед варшавским саммитом встрече министры обороны НАТО одобрили план размещения небольших сил альянса в Балтии и Польше. Соседи России хотели бы большего, но пока довольны и этим.
На завершившейся в среду встрече в Брюсселе был принят план размещения в Эстонии, Латвии, Литве и Польше по одному батальону союзников – США, Германии, Британии и других стран. Батальоны будут сменяться примерно раз в полгода, а первые “смены” предположительно прибудут на новые места дислокации в начале 2017 года.
Об этих планах в общих чертах было известно уже несколько месяцев, а встреча министров обороны стала последним перед июльским саммитом НАТО совещанием высокопоставленных представителей стран-членов альянса, где эти планы были одобрены.
Детали же – численность батальонов, точные места дислокации и прочее – будут утверждены и объявлены только 8-9 июля на саммите в Варшаве.
-
Четыре батальона против миллиона: как НАТО собирается сдержать Россию
-
“Анаконда” на Висле: НАТО учится защищать Польшу от России
-
Встреча в Таллинне: “В Брюсселе однажды будет бюст Путина”
Балтийские страны и Польша после российской аннексии Крыма и вооруженного конфликта в Донбассе запросили союзников о постоянном размещении значительного количества их воинских частей на своей территории, но пока, как говорят представители этих стран, довольны и таким компромиссным решением – тем более что одними пехотными батальонами дело не ограничится.
“Лучше с ними не шутить”
“Политическими решениями, которые уже приняты, Эстония довольна. У нас еще очень много конкретных вопросов: о какой численности мы говорим, где будут дислоцированы (эти части), как они будут комплектоваться. То есть политические решения, которые уже приняты, они хороши, но теперь надо посмотреть на содержание: что они будут на самом деле означать, и это выяснится в течение этого времени, что осталось до саммита в Варшаве”, – говорила в мае Русской службе Би-би-си министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд.
“Я думаю, дела идут в правильном направлении. Есть надежда, что эти меры убедят российских военных в их докладах президенту России сказать: господин президент, НАТО будет защищать свою территорию, так что лучше не шутить”, – сказал также в мае Русской службе Би-би-си бывший министр иностранных дел Польши, ныне научный сотрудник Центра европейских исследований Гарвардского университета Радослав Сикорский.
“Хотелось бы, чтобы объекты альянса были более равномерно распределены по его территории, а этого мы пока не видим. Но, знаете, еще пара авантюр президента Путина – и кто знает, что тогда будет”, – добавил Сикорский.
Правообладатель иллюстрации
Getty
Image caption
Британские гуркхи на учениях в Латвии
Доволен происходящим и бывший министр обороны Эстонии, ныне председатель комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Свен Миксер.
“Тренд очень правильный. Всегда можно хотеть большего, и, я думаю, работа после Варшавы продолжится, но если посмотреть, где мы были два года назад и что мы имеем сейчас, то есть, как выполняются уэльсские решения [решения саммита НАТО в Уэльсе в 2014 году] и какие есть ожидания от Варшавы, то видно, что ситуация изменилась до неузнаваемости”, – сказал Миксер Би-би-си.
Символический жест
“Не только физическое присутствие НАТО в странах Балтии и в Балтийском регионе, но и то, какое политическое значение придается региону, как готовятся планы действий на случай разных опасных сценариев – все это выглядит ощутимо лучше. Так что, мир не идеален, но мы движемся в правильном направлении”, – добавил Миксер.
Размещение батальонов в Балтии и Польше в самом Североатлантическом альянсе считается прежде всего символическим шагом, призванным показать России, что альянс готов защищать любого из своих членов, а сами эти страны успокоить и заверить, что их не “сдадут” в случае каких-либо враждебных действий России.
Украинские события дали политикам и экспертам балтийских стран повод для беспокойства о том, что если Россия решить попробовать альянс на прочность, и на их территории вдруг появятся “зеленые человечки”, то “старая Европа” может отказаться их защищать. Присутствие солдат из “старой Европы” и США призвано рассеять эти страхи.
К тому же размещение батальонов – это только часть мер, которые намерен принять альянс в ответ на конфликт на Украине и враждебные жесты и риторику Москвы.
Силы очень быстрого реагирования
В 2014 году на саммите НАТО в Уэльсе было принято решение о создании многонациональной бригады быстрого реагирования (Very High Readiness Joint Task Force) численностью до пяти тысяч солдат, которая будет готова к переброске в любую точку в течение максимум двух суток. Предполагается, что её формирование начнётся этой осенью.
США ранее объявили о планах создать в восточных странах НАТО базы хранения 1300 единиц боевой техники, которую смогут использовать переброшенные в случае кризиса военные части.
Кроме этого, НАТО планирует увеличить – и уже увеличивает – число своих кораблей в Балтийском и Чёрном морях, расширяет программу и масштабсовместных учений и планирует и предпринимает разные шаги в таких областях, как кибербезопасность, радиоэлектронная борьба или противовоздушная оборона. Об этих шагах военные и политики НАТО, соблюдая секретность, говорят только самые общие слова.
Работа будет продолжена
Бывший командующий силами НАТО в Европе, ныне частный аналитик-консультант Уэсли Кларк полагает, что и после саммита в Варшаве НАТО будет по необходимости что-то предпринимать на “российском направлении”.
“Исходя из продолжающейся модернизации и усиления путинской армии, возможно, будут приняты дополнительные меры. Укрепление “передового присутствия”, укрепление мер сдерживания в балтийских странах, работа над механизмом переброски подкреплений. Надо посмотреть на вопрос ядерного оружия, надо посмотреть на то, что на Западе называют “a2ad” [“отказ в доступе в воздушное пространство”, то есть системы ПВО]”, – сказал Уэсли Кларк Русской службе Би-би-си.
При этом представители НАТО постоянно подчеркивают, что все это – не подготовка к нападению на Россию, а сугубо оборонительные и в большой степени психологические меры, реакция на враждебные действия и риторику России: аннексию Крыма, войну в Донбассе, облеты кораблей НАТО, рассуждения о “русском мире” и силовой “защите русских” за пределами России.
Российские официальные лица неоднократно говорили – игнорируя, как правило, эти упрёки – что страхи стран Балтии и НАТО в целом безосновательны, и что Россия “будет вынуждена” ответить военными мерами на появление у её границ дополнительных сил альянса.