Самое массовое убийство с применением огнестрельного оружия в современной истории США было также и жестом ненависти по отношению к гей-сообществу. Его представители и представительницы становятся жертвами гомофобного насилия далеко не в первый раз.
Мотивы действий 29-летнего Омара Матина, убившего 50 посетителей ночного клуба Pulse в американском городе Орландо, еще предстоит окончательно уточнить, но президент США Барак Обама уже без колебаний назвал эту трагедию “актом террора и актом ненависти”.
“Особенно печален этот день для наших друзей – американских граждан – являющихся лесбиянками, геями, бисексуалами или трансгендерами, – заявил Обама в обращении к нации. – Нападавший избрал своей целью клуб, куда люди приходили, чтобы общаться с друзьями, танцевать, петь, жить”.
- Стрелок из Орландо попал в поле зрения ФБР в 2013 году
- После нападения в Орландо Трамп вновь призвал запретить мусульманам въезд в США
- Бывшая жена: убийца из Орландо был психически неуравновешенным
- Стрельба в гей-клубе Флориды: 50 убитых, 53 раненых
Нападение в Орландо – болезненное напоминание о том, что, хотя США и предприняли исторически важные шаги для расширения прав представителей ЛГБТ-сообщества (стоит вспомнить, к примеру, легализацию однополых браков в июне 2015 года), процесс этот до сих пор шел непросто и временами сопровождался насилием.
Прогресс и реакция
Не скрывающий своей гомосексуальности мэр Сиэтла Эд Мюррей замечает, что борьба за равноправие, как правило, характеризуется прогрессивными скачками, за которыми следует жесткая реакция.
“Американцы проснулись с болезненным, слишком хорошо знакомым ощущением страха, сопровождающим очередное нападение на наше сообщество. Оно уже чересчур долго подвергается насилию – по всему миру”, – сказал он.
Правообладатель иллюстрации
BBC World Service
Image caption
Боевики ИГ снимают на фото и видео убийства мужчин, подозреваемых в гомосексуальности
Николас Сиретт, сопредседатель Комитета по истории ЛГБТ и профессор Университета Северного Колорадо, говорит, что за открытость приходится платить свою цену: “Те, кто бескомпромиссно не приемлют геев и относятся к ним враждебно, будут вынуждены сталкиваться с ними все чаще, потому что мы можем позволить себе становиться все более открытыми”.
До нападения в Орландо самой кровавой трагедией в гей-клубе был поджог заведения UpStairs Lounge в Новом Орлеане в 1973 году. Неизвестный нападавший бросил зажигательную смесь во вход клуба, находившегося на третьем этаже. Посетители оказались в ловушке, погибли 32 человека.
В 2014 году житель Сиэтла поджег лестничную клетку в гей-клубе под названием Neighbours, мотивировав свои действия тем, что “эти люди ведут себя неправильно”. Никто не погиб.
В 1997 году некто Эрик Рудольф устроил взрыв в баре для лесбиянок в Атланте, ранив пятерых человек.
По словам Сиретта, крупные нападения на ЛГБТ-сообщество случаются не очень часто, но на личном уровне происходят сотни избиений и убийств – как, например, получившее широкую огласку убийство Мэтью Шеппарда в Вайоминге в 1998 году.
Такие инциденты происходят не только в США – в 1999 году три человека погибли и десятки были ранены при взрыве начиненного гвоздями устройства в гей-пабе “Адмирал Дункан” в лондонском Сохо. Преступление совершил правый экстремист.
“Отслеживают одного за другим”
ЛГБТ-сообщество уже долгое время страдает от рук экстремистов в самых разных культурах и уголках мираМарк Уоллес, “Контрэкстремистский проект”
Есть и документированные свидетельства убийств геев на территориях, контролируемых экстремистской группировкой “Исламское государство”, запрещенной в ряде стран, в том числе в России. Обвиненных в причастности к ЛГБТ-сообществу там сбрасывают с крыш или забивают камнями.
“ИГИЛ с большим профессионализмом преследует геев. Их отслеживают одного за другим, – написал один из беженцев от “Исламского государства” в Ираке в колонке для Би-би-си. – Они пытаются вычислить всех гомосексуальных мужчин. И начинается эффект домино: когда находят одного, находят и остальных”.
Правообладатель иллюстрации
Reuters
Image caption
США предприняли важные шаги для расширения прав ЛГБТ, но этот процесс идет непросто
Сообщается, что перед нападением в Орландо Матин позвонил на экстренную линию 911, чтобы заявить о том, что он поддерживает “Исламское государство”.
Глава международной некоммерческой организации “Контрэкстремистский проект” Марк Уоллес говорит, что трудно установить, сколько гомосексуальных мужчин и женщин было убито боевиками ИГ, но то, что это происходит, подтверждается многочисленными свидетельствами.
“Преследования и убийства представителей ЛГБТ на контролируемой “Исламским государством” территории носят массовый характер, – говорит он. – ЛГБТ-сообщество уже долгое время страдает от рук экстремистов в самых разных культурах и уголках мира”.
Уоллес подчеркнул, что не хотел бы умалять масштаб страданий гей-сообщества, но отметил, что за нападением в Орландо стоит нечто большее, чем одно лишь неприятие гомосексуализма.
“ИГИЛ и экстремистские идеологи ненавидят нас всех, – считает он. – Это нападение на всех нас. Это нападение на наш образ жизни, на нашу открытость”.