Год исправительных работ. Такое наказание суд назначил жительнице Иркутска, которая была признана виновной в смерти четырехмесячной дочери с ВИЧ-инфекцией. Женщина во время беременности отказалась от терапии, которая позволила бы предотвратить передачу вируса девочке. А после рождения не стала лечить малышку.
Прокомментировать вопиющий случай мы попросили эпидемиолога, старшего научного сотрудника Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Олега ЮРИНА.
– Четырехмесячная девочка умерла от пневмоцистной пневмонии. Ее можно было спасти?
– Пневмоцистная пневмония, тяжелое поражение легких — типичное заболевание, которое развивается у детей, которые родились с ВИЧ-инфекцией. Если бы эта женщина применяла химио-профилактику во время беременности, вероятность того, что у ребенка была бы ВИЧ-инфекция, составляет меньше 2%.
– То есть, она попросту убила свою дочь?
– По сути, да. Недаром ее судили по статье о причинении смерти по неосторожности, и приговорили к году исправительных работ с удержанием 10% от зарплаты в бюджет. Подобную терапию, которая предотвращает передачу вируса ребенку, применяют в России уже 15 лет. И 98% детей, которых вынашивают ВИЧ-инфицированные матери, рождаются здоровыми.
– В вашей практике были подобные случаи, когда мать с ВИЧ-инфекцией не пыталась спасти своего ребенка?
– Да, такие случаи были, и, как ни странно, все они относятся к Иркутску и Иркутской области. Там распространено движение ВИЧ-диссидентов, которые считают, что такой болезни, как вирус иммунодефицита не существует. Это и элементарная неграмотность, и защитная реакция, суть которой — я в это не верю, значит этого нет, значит я не больной. Тем более, что у человека с ВИЧ-инфекцией часто много лет бывает нормальное самочувствие. Люди не чувствуют, что они больны, не верят в существование вируса, не лечатся, не получают терапию от ВИЧ. И наступает смерть по убеждению.
Год назад, весной, умерла 35-летняя жительница Иркутска. У нее были выявлены многочисленные инфекции, свидетельствующие о СПИДе. В силу религиозных убеждений, женщина отказывалась проходить обследования и лечиться, считала, что таким образом можно усомниться в силе Творца. Муж ее был членом движения ВИЧ-диссидентов. В результате без матери остались трое детей.
Самое ужасное, что жертвами таких «отказников» становятся младенцы. Беременным женщинам с ВИЧ-инфекцией врачи настоятельно рекомендуют пройти курс химио-профилактики, чтобы вирус не передался ребенку. В ответ эти горе-мамаши просто открепляются от женской консультации и исчезают в неизвестном направлении. Появляются потом в поле зрения медиков уже в роддоме.
В одном из таких случаев врачи подали иск в суд с требованием начать лечение ребёнка. Но дело… проиграли. Мать не дала обследовать ребенка, а диагноз у малышки ещё не был подтверждён. В пятимесячном возрасте девочка умерла.