19 февраля из мордовской исправительной колонии №5 вышел на свободу отставной полковник ГРУ, 70-летний Владимир Квачков. С учетом времени проведенного в СИЗО по делу о покушении на экс-главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, он отсидел за решеткой, в общей сложности, за подготовку госпереворота и экстремизм 12 лет и 2, 5 месяца.
О том, как офицер будет адаптироваться на свободе, мы поговорили с социальным психологом Алексеем Рощиным.
– Выйдя за ворота колонии с вещами, Владимир Квачков в первую очередь переоделся в военную форму. Когда его спросили о самочувствии, ответил по-военному коротко: «К походу и к бою готов!»
– Порой уже после трехлетнего срока в колонии, человек забывает, как устроена жизнь на воле. И, даже освободившись, как норму воспринимает ситуацию «за решеткой». На свободе ему часто бывает неуютно, ему не понятно, как на воле люди взаимодействуют между собой. Он задается вопросом, почему тут нет распорядка? С теми, кто освободился из заключения, должны работать специальные службы, отбывшие срок наказания должны проходить специальные тренинги. За рубежом все так и есть. У нас же часто освободившийся человек остается один на один со своими проблемами.
Но Владимиру Квачкову адаптироваться на воле будет проще, так как он — человек идейный, считает, что пострадал за правое дело. Этот феномен подметил еще австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Он сам был узником нацистского концентрационного лагеря. И обратил внимание на то, что лучше всего переносили заключение идейные люди, священники и коммунисты. Они осознавали, что пострадали за идеи. Им легко было переносить неволю, потому что они не потеряли своей личности.
– Владимиру Квачкову теперь придется каждую неделю отмечаться в ближайшем отделении полиции. И на целый год ему будет запрещено выезжать за пределы Москвы.
– Одна из главных проблем людей отсидевших — это тотальное одиночество. За длительный срок заключения у них обрываются все социальные связи, у бывших жен и мужей — свои семьи, родители умерли, дети отвернулись. Но у Квачкова в этом плане все хорошо. Он сразу попал в свою среду. Жена им гордится, дети поддерживают. Все пришли встречать его у ворот колонии. Да и соратники по борьбе ждут — не дождутся его на воле. Ситуацию с отставным полковником ГРУ я бы охарактеризовал одной строчкой: «и в забой направился парень молодой…»
– На пресс-конференции, которую он собрал сразу после выхода из колонии Владимир Квачков пожалел, что Россия в 2014 году остановилась только на Крыме. По его мнению, от бандеровцев нужно было освободить Донбасс, а также Одесскую с Запорожскую области.
– Квачков также заявил, что собирается воцерковлять русский народ, пропагандировать православное государство. У него есть идея фикс. Он видит цель, а что происходит вокруг, его мало волнует. Все это явно смягчит трудности его адаптации на свободе.