Юлия Тимошенко объявила о запуске процедуры импичмента действующего президента Украины. Представитель Порошенко в Верховной раде Ирина Луценко объяснила демарш Тимошенко тем, что та «прекрасно понимает, что не попадает во второй тур» и предпринимает отчаянные попытки исправить положение. Оценить эти аргументы мы попросили заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина.
– Владимир Леонидович, насколько логична, с вашей точки зрения, трактовка, предложенная представителем президента?
– Элементы лукавства присутствуют с обеих сторон. Тимошенко как многолетний депутат Верховной рады прекрасно знает, что Рада так и не удосужилась принять закон об импичменте. Упоминания об импичменте, о его возможности, в Конституции действительно есть, но процедура, по которой он должен проводиться, отсутствует. Это – лукавство с ее стороны. Но лукавство есть и со стороны представителя президента. Крайне высокие результаты Зеленского и неожиданное значительное снижение рейтинга Тимошенко заставляет усомниться в абсолютной точности результатов, которые дает КМИС (Киевский международный институт социологии. – «МК»). Зеленский за это время ничего выдающегося не совершил. И ничего провального не совершила Тимошенко.
Такие резкие изменения их рейтингов наводит на определенные размышления. Возможно, провластные социологи решили «поделиться» рейтингом Тимошенко с Зеленским. Хотя, конечно, Тимошенко объективно непросто вести кампанию против Порошенко. Что она, собственно, говорит? «Я буду делать то же самое, что и Порошенко, но лучше». Довольно слабая позиция для кандидата в президенты. Ничего принципиально отличающегося от того, что обещает Порошенко, она пока так и не сказала. Не будем говорить о снижении ее рейтинга, но стагнация рейтинга явно имеет место. Поэтому у Тимошенко есть все основания для того, чтобы нервничать и раскручивать агитационно-пропагандистскую кампанию по несбыточному импичменту Порошенко.
– Известный древний принцип гласит: «Враг моего врага – мой друг». Можно ли, исходя из него, считать Юлию Владимировну потенциальным, а, может быть, и фактическим союзником Москвы? Во всяком случае, многие так уже считают.
– Тимошенко отличается от Порошенко только одним – непредсказуемостью. Поэтому и американцы ее опасаются: не могут простить ей срыва первого Майдана – того, что она сцепилась тогда с их ставленником Ющенко. Но не думаю, что и у нас так уж рассчитывают на Юлию Владимировну. Она может двинуться в одну сторону – затеять переговоры с Россией. Но она может двинуться и в прямо противоположную сторону – затеять с Россией войну. Сдерживающих барьеров у нее нет. Такого «союзника» есть основания опасаться и той, и другой великой державе.
– То есть, с точки зрения наших интересов, редька, как говорится, может оказаться не слаще хрена?
– Ну да. На мой взгляд, эти продукты имеют примерно одинаковый вкус.
– Однако наши федеральные телеканалы, неустанно критикуя, мягко говоря, Порошенко и целый ряд других кандидатов в президенты Украины, Тимошенко явно щадят. Может быть, все-таки есть в этом какой-то дальний расчет?
– Я бы не стал оценивать политику российского руководства на основании деятельности наших телеканалов.
– Есть ли среди кандидатов в президенты Украины тот, который устроил бы нас больше остальных?
– Я бы такого не назвал. Ну, кроме Бойко, у которого шансов выиграть, конечно, нет. Ему просто не позволят это сделать. Не зря же Майдан затевали. Мало кто сомневается, что на Украине будет достаточно масштабная фальсификация в ходе выборов. Бойко выйти во второй тур уж точно не дадут.