Премьер-министр Израился Биньямин Нетаньяху приехал к Владимиру Путину, чтобы предупредить о новой войне, угрожающей Ближнему Востоку. Она, по мнению израильского премьера, станет неизбежной, если Иран продолжит наращивать свое военное присутствие в Сирии. Москва тратит много усилий для сдерживания конфликтующих сторон, но их, считает Нетаньяху, уже недостаточно: иранцы, “спевшись” с Асадом, выходят из-под контроля, и ситуация приобретает критический характер.
Биньямин Нетаньяху со второй попытки все-таки прилетел в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Первая на прошлой неделе не удалась из-за проблем, связанных с подготовкой к выборам в израильский парламент Кнессет.
21 февраля, когда премьера ждали в Москве, был последним днем формирования партийных списков. Правящая партия “Ликуд” заранее завершить процедуру не успела, список кандидатов утрясали буквально до последней минуты, и в такой ситуации Нетаньяху, чье политическое будущее напрямую зависит от результатов голосования, было явно не до Сирии с Ираном. Но ничего – Владимир Путин вошел в положение. С Нетаньяху за 10 лет его премьерства они уже, как говорится, пуд соли съели, а к другому человеку ключик придется подбирать по новой…
Гость начал с поздравлений по случаю недавнего Дня защитника Отечества, а также попросил российского лидера приехать на открытие памятника жертвам блокады Ленинграда в Иерусалим. “Для нас память о людях, которые погибли во время Второй мировой войны, также как и для еврейского народа является абсолютно священной”, – принимая приглашение, сказал ВВП.
Однако разговор быстро переключился на ситуацию в ближневосточном регионе . “Самая большая угроза стабильности и безопасности – это Иран, – гневно сверкая глазами, заявил Нетаньяху, – Мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы не допустить выполнения этой угрозы, не допустить того, о чем говорит Иран, который хочет уничтожить нас”. Владимир Путин не стал отказываться от обсуждения щекотливой темы: вопросы безопасности на Ближнем Востоке будут основной темой переговоров, подтвердил он.
Если не считать 15-минутного разговора в Париже, нынешняя встреча двух лидеров – первая после того, как в сентябре прошлого года сирийская ПВО при отражении атаки ВВС Израиля случайно сбила российский самолет-разведчик. Москва тогда возложила вину на еврейских летчиков, а чтобы предотвратить подобные инциденты поставила на дежурство в Сирии ЗРК С-300. Однако налеты на сирийскую территорию не прекратились (самый мощный ракетно-бомбовый удар был зафиксирован ночью 21 января).
Более того, как заявил в Кремле Нетаньяху, Израиль продолжит действовать “сколько нужно”, чтобы остановить наращивание иранского военного присутствия в Сирии. По данным ряда экспертов, в ходе нынешнего визита он намерен предупредить Владимира Путина о подготовке еще нескольких ударов по сирийской территории, целями которых станут военные объекты Ирана.
Их размещение российскому лидеру показали на картах – вместе с премьером на переговоры в Кремль прибыли глава военной разведки и командующий военно-воздушными силами Израиля. Вместо того, чтобы, согласно договоренностям, отойти на 80 км от сирийско-израильской границы, иранские подразделения (а также ‘Хезболла”) при молчаливом согласии Башара Асада продолжают укрепляться в населенных пунктах, расположенных вблизи Голанских высот и окрестностях Дамаска. Там появляются военные базы, тренировочные лагеря и склады с боеприпасами.
В Израиле подозревают, что конечная цель этих действий – сухопутное вторжение на его территорию с одновременным нанесением мощного ракетного удара. (Напомним, что Тегеран не скрывает своих намерений рано или поздно уничтожить еврейское государство).
Опасения Тель-Авива недавно отчасти подтвердил экс- глава МИДа Ирана Джавад Зариф. На Мюнхенской конференции бывший министр без обиняков заявил, что риск ирано-израильской войны велик и будет еще больше, если международное сообщество не вмешается в ситуацию. Естественно, в нагнетании иранцы обвиняют евреев, а себя считают белыми и пушистыми.
Новый конфликт на Ближнем Востоке, да еще с участием таких мощных противников, как Иран и Израиль, прямо противоречит миротворческим планам Владимира Путина. Не говоря уже, об интересах России в Сирии. Российский МИД делает все возможное, чтобы удержать стороны от открытого противостояния, поддавливая иранцев, и убеждая Нетаньяху не пороть горячку. Но кто знает, что на уме у наших так называемых союзников?
Как известно, во вторник Башар Асад побывал в гостях у аятоллы Хаменеи в Тегеране, где подтвердил намерение развивать военное сотрудничество с Ираном в целях “противостояния политике эскалации ряда стран”. А Реджеп Эрдоган на недавнем митинге в Стамбуле заявил, что израильский премьер “сеет зло” и его надо призвать к ответу за «преступления против человечности, кровопролитие и разрушения».