Владимир Путин, принявший в последний день февраля участие в расширенном заседании Коллегии МВД РФ, остался доволен работой органов внутренних дел в минувшем году. По его словам, в стране сократилось общее количество преступлений, включая тяжкие. А соцопросы показали, что доля граждан, считающих, что полиция оказывает существенную помощь при защите их законных прав, растет.
В целом президент призвал сотрудников МВД закрепить достигнутые результаты. А вот стиль работы с бизнесом полицейским было рекомендовано пересмотреть в корне. При этом президент буквально на пальцах разъяснил полицейским, как им этого добиться.
Эта часть первоочередных поручений президента сотрудникам правоохранительных органов стала, как он сам отметил, продолжением его послания Федеральному Собранию. Тогда, напомним, он еще раз призвал силовиков к тому, что добросовестный бизнес в России не должен постоянно ходить под статьей.
Министерству внутренних дел в ходе коллегии он порекомендовал, во-первых, наладить действующий механизм работы с жалобами представителей бизнеса. «Формальные отписки никому не нужны», – предупредил полицейских Владимир Путин.
Во-вторых, президент заявил, что ждет от МВД участия в работе по смягчению давления на бизнес. В том числе, по смягчению мер пресечения по экономическим преступлениям.
Владимир Путин признал, что вопрос расследования экономических преступлений не простой: «Здесь у каждого своя правда, она есть и у правоохранительной системы, и подчас не лишена оснований».
Глава МВД Владимир Колокольцев, уделив этой теме тоже важное место в своем докладе, пояснил, что сейчас ведомство находится в таком положении, когда действующие нормы законодательства противоречат «объективным возможностям правоохранительной системы».
– Значительное число обращений, поступающих в том числе от представителей деловой среды, требуют проведения всего комплекса следственных действий. Нередко они сами настаивают на проведении судебных экспертиз, анализе многочисленных финансовых операций и бухгалтерских документов, – пояснил министр. – Сделать это закон позволяет исключительно в рамках уголовного дела.
На наше предложение к заявителям – обращаться в суд для восстановления их якобы нарушенных прав со стороны партнеров по бизнесу, как правило, слышим категорическое отрицание и требование именно о возбуждении уголовного дела. Часть же прекращенных впоследствии дел воспринимается, как негатив всей правоохранительной системы, это представляется, как давление на бизнес.
После выступления Колокольцева президент решил еще раз вернуться к вопросу давления на бизнес: «Вы видите, в каких условиях мы живем и развиваемся». Правильным ответом на все внешние проявления, по мнению Путина, будет создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса: «Это такая не ведомственная задача, общенациональная, государственная».
Президент привел в пример серьезные достижения МВД по снижению количества ДТП и погибших в них, назвав это действительно результатом. И провел параллель с шоферами, в руках которых средство повышенной опасности, поэтому и ответственность на них высока.
– То есть закон возлагает на человека, в чьих руках средство повышенной опасности, особую ответственность, – растолковывал Путин полицейским. – Так же и во взаимоотношениях с бизнесом. Можно повести такую параллель. На сотрудниках правоохранительных органов особая ответственность, потому что именно они облечены особым доверием государства. Такой ответственности на бизнесе нет. А на вас есть.
У вас в прошлом году зарегистрировано 109,5 тысяч преступлений в сфере экономики. Это рост на 4,5 процента. А на сколько выросла раскрываемость? Да, бизнес обращается в правоохранительные органы в отношении своих клиентов, бизнес-партнеров. Но мы же с вами взрослые люди. Просто так, с улицы мало кто приходит. Куда идут? К своим да нашим. К знакомым, приятелям, каким-то своим партнерам. Вот туда идут. Надо посмотреть на эту сторону дела. С получением прав и табельного оружия не нужно забывать и об обязанностях.
– Я хотел бы обратить на это ваше самое пристальное внимание и обращаюсь я к вам даже не с требованием, а с призывом, – закончил речь президент.