По производительности труда Россия отстала от развитых стран примерно на 40 лет. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил на открывшемся в Санкт-Петербурге Международном форуме труда, что наша страна по этому показателю находится на уровне, который был достигнут странами «Большой семерки» еще в 80-е годы. «МК» с помощью экспертов решил разобраться, действительно ли у россиян руки не оттуда растут и при каких условиях мы сможем догнать лидеров.
Кудрин заявил, что «выработка на одного работающего у нас примерно $23 в час». По его словам, «даже в Турции уже в 1,5 раза больше, у американцев примерно в три раза больше». А мы где-то между Бразилией и Кореей (видимо, Северной).
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что это лукавые цифры и озвучены они с политическим подтекстом:
– Есть такое понятие – «трудности перевода». А здесь трудности подсчета. Кудрин соотнес уровень производительности труда с долларом. Но доллар — жутко переоцененная валюта. Она является, честно говоря, чисто умозрительной величиной. А значит, вопрос – как считать? И кто счетоводы и в интересах кого такую статистику приводят? Потому что мы прекрасно понимаем, что те же англо-саксонские страны крайне заинтересованы в том, чтобы показать свое превосходство над другими странами по производительности труда, по самым разным другим показателям. Что они и делают через разные свои НКО, рейтинговые агентства. Но стоит напомнить, что так называемые «развитые» страны чудовищно перекредитованы. Их долг уже давно превышает их ВВП. Так что все эти заявления — так, циферки на экране компьютера. На самом деле, у нас все не так плохо.
Другого мнения придерживается известный экономист, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев:
– Мы недавно проводили исследование. Официальная статистика дает только индексы производительности труда — на сколько она выросла или не выросла. А вот сколько составляет выработка в рублях, долларах или евро в час — таких официальных цифр нет. Но нам удалось провести сравнение. Если брать в евро, то у нас уровень производительности труда в час в 2,9 раза меньше, чем в странах ЕС. Если считать по паритету покупательной способности разных валют, что является более объективным, то мы отстаем в 1,4 раза. Это в целом по экономике.
– И в чем причина отставания?
– Есть, конечно, и исторические причины. Советская плановая экономика отставала по производительности труда. В меньшей степени, чем сейчас, но отставала. Но столько лет прошло — к настоящему моменту могли бы иметь и лучшие результаты. Главная причина — у нас экономика с нездоровой конкуренцией, с недостаточным ее уровнем. У нас административные рычаги подчас имеют значение гораздо большее, чем новые технологии, чем мотивация труда работников. Зачем мне внедрять новые технологии и повышать производительность, если я, условно говоря, дружу с губернатором и мне не нужно беспокоится о сбыте своих товаров?
– Если мы на 40 лет отстали, то сколько догонять будем?
– Можно и 100 лет догонять и не догнать, даже с таким небольшим, в 1,4 раза, отставанием. Если продолжать делать так, как правительство сейчас делает. А если показывать такие темпы роста экономики, которые должны быть и которые мы можем показывать — то отставание вполне реально ликвидировать лет за 10, максимум 15. Фундаментально может повысить уровень производительности труда высокий уровень здоровой конкуренции.
Глава Счетной палаты заявил, что вопрос повышения производительности труда «необходимо решать системными мерами, а не адресной помощью предприятиям». Стоит, пожалуй, напомнить, что Кудрин 11 лет был министром финансов. И в его период, в 2008 году, когда начался финансовый кризис, власти спасали не население, а олигархов. Как раз «адресной помощью». В результате к 2010 году миллиардеров в России стало в два раза больше.