За последнее время в Германии (да и не только) всё чаще проводят аукционы, на которых выставляют картины, якобы принадлежащие кисти фашистского диктатора – чудовища. Но в последнее время эти торги стали терпеть фиаско. Людей останавливает не моральный аспект такой покупки, а опасения приобрести подделку.
Последний такой аукцион, который с треском провалился, провела в Нюрнберге Катрин Вейдлер. Она является директором семейного бизнеса – торговля картинами, якобы написанных Адольфом Гитлером. Правда, госпожа Вейдлер заранее извинилась, заявив, что её торговый дом не несёт никакой моральной ответственности за то, что произойдёт в дальнейшем.
Среди выставленных 5 акварельных рисунков был и «Вид на горное озеро». Её начальная цена была 45 тысяч евро или около $51 тыс. Сама картина никакой художественной ценности не представляет и вряд ли её можно отличить от тысяч других, которыми торгуют на барахолках Европы. Разница заключалась лишь в том, что картина была подписана – «А.Гитлер».
За последние 10 лет торговля произведениями, авторство которых приписывается Гитлеру, выросла. Одновременно выросла и их цена – картин маслом и рисунков акварелями и карандашом. Ещё раз повторяю, их «ценность» в том, что авторство приписывается Гитлеру. Многие коллекционеры сегодня готовы выложить приличную сумму за вещи, связанные с гитлеровским прошлым Германии.
Но многие из этих картин, если не большинство, не являются «творениями» Гитлера, а различные предметы не имели никакого отношения к фюреру. Многие годы такие аукционы проходили без всяких проверок историками и искусствоведами. Только недавно прокуратура Германии начала обращать внимание на этот феномен.
За несколько дней до аукциона, который проводился в феврале, прокуратура обыскала собрание Вейдлеров и конфисковала 63 картины, из которых 26 были уже подготовлены к продаже. Что касается остальных, то их приберегали для более поздних аукционов. Пресс-секретарь прокуратуры Нюрнберга Фюрнберга Антье Габртельс-Горсолк заявил, что эти «произведения искусства были конфискованы частично потому, что должны подвергнуться проверкам на фейковость». Он также добавил, что прокуратура начала расследование в отношении неустановленного круга лиц «по подозрению в фальсификации документов и попытке мошенничества. Если картины окажутся подделками, то мы выясним, кто в цепочке владельцев знал об этом».
Большинство своих картин Гитлер нарисовал перед Первой Мировой войной после того, как ему было отказано в поступлении сначала в художественную школу, а затем в Венскую академию искусства. Всего кисти Гитлера приписывается около 2 тысяч работ. Некоторые называют цифру и 3 с половиной тысячи. Доподлинно это не известно, что в значительной мере затрудняет работу экспертам и облегчает задачу мошенникам.
Захватив власть, Гитлер приказал собрать свои произведения. Некоторые предполагают, что он собирался уничтожить их, опасаясь, что плохие картины могут скомпрометировать его. Другие считают наоборот, что диктатор хотел собрать огромную коллекцию своих произведений и увековечить себя, как «гениального художника новой Германии».
Возникает вопрос – насколько морально покупать сегодня картины только потому, что они нарисованы диктатором. Кроме того, возникает проблема верификации этих картин – в действительно ли они нарисованы Гитлером. Слишком много подделок были аттестованы, как подлинные и никто не знает толком, как выглядят картины кисти Гитлера. Поскольку эти картины не имеют художественной ценности и от них «пахнет серой», профессиональные критики и искусствоведы не желают прикасаться к ним. «Все это принадлежит к серой зоне», – говорит Христиан Фуермейстер историк искусствовед из Центрального Института истории искусств в Мюнхене. «Но в последнее время вопросы о картинах Гитлера участились», – говорит он. «Единственное, что я и мои коллеги можем сделать – это сравнить картины, которые действительно принадлежат кисти Гитлера, которые хранятся в государственном архиве Баварии наравне с явными подделками».
Бизнес на гитлеровских фейках имеет давнюю историю, как говорит датский журналист Барт Дрог, и ведет свое начало издалека. Именно Дрог специализировался на различных гитлеровских подделках и их истории. Когда Гитлер пришел к власти (1933 г.) рынок отреагировал появлением фальшивок под фюрера. Спрос рождает предложение. Так в 2004 году с молотка ушла картина Гитлера за 166 тысяч долларов. Но неизвестно, это был подлинник или очередной фальшак.
Огромное количество «картин Гитлера» и так мало подтвержденных подлинников существует. Это уже вызывает сильное подозрение. Об этом пишет журналист газеты «Ди Вельт» специалист по истории нацизма Свен Феликс Келлерхофф. Среди конфискованных картин две акварели «ню», для которых позировала якобы племянница Гитлера Гели Раубаль, датируемые 1929 годом. И тот, и другой рисунки, скорее всего фальшивки, предполагают эксперты.
Особенно трудно стало за последние годы в связи с огромным наплывом фальшаков точно определить, «где настоящий Гитлер, а где подделка». Марк Оливер Побер специалист по подделкам и крупнейший коллекционер наиболее известных фальшивок заявляет, что эти рисунки «ню» дело рук Конрада Куйау известного в Германии подделывателя картин. Именно он в свое время (1980 г.) издал фальшивые дневники Гитлера. Они были напечатаны в журнале «Штерн». В Соединённых Штатах с молотка ушёл «личный переносной телефон» диктатора. Правда, специалисты техники быстро выяснили, что аппарат был собран в Англии и никак не мог принадлежать главе Третьего Рейха. Список разоблачённых подделок, якобы имевших отношение к Гитлеру, можно продолжать и продолжать.
Но подделки Куйау долгое время водили в заблуждение людей и даже вошли в каталог работ Гитлера 1983 года. Этот каталог был составлен американским искусствоведом Билли Прайсом и высоко ценится в Германии. Куйау, умерший в 2000 году, творил различные подделки под именем Гитлера.
Аукционный дом Вейдлеров воздерживается от комментариев. Правда в 2016 году госпожа Катрин Вейдлер заявила немецкому радио, что покупатели картин Гитлера, не являются людьми симпатизирующими нацизму. «Есть много людей, которые хотят надёжно инвестировать свои капиталы и как бы присосаться к истории. Покупатели (картин Гитлера) стараются не афишировать себя. Многие из них живут за пределами Германии».
Том Шиммек продюсер радиопрограмм заявляет, что интерес к «искусству Гитлера» не имеет ничего общего с тем, что в обществе происходит сдвиг вправо и кто-то хочет переосмыслить преступления Гитлера. «У меня создалось впечатление, что это люди, которые имеют слишком много денег и без ума от европейской истории»,- завил он в недавнем интервью.
В Нюрнберге и Берлине полиция была поставлена на ноги журналистами-исследователями, которые пытаются остановить аукционы фальшивых работ Гитлера. Они ведут свои собственные расследования и сообщают полиции о результатах своих поисков.
К началу торгов у дома Вейдлеров собралась довольно солидная толпа, чтобы наблюдать спектакль. Многие из них не собирались сражаться на аукционе. На вопросы журналистов, почему они присутствуют на этом аукционе, люди не отвечали. Но и картины тоже не покупали. Ни одна из 5 картин не была продана. Некто в роскошном костюме, который тоже забрел на аукцион осторожно осведомился, продолжаются ли еще торги гитлеровских картин? Ему сообщили, что торги окончены, но он может побывать на частной выставке. Спустя несколько дней аукционный дом подтвердил, что продал «Вид на горное озеро» за 30 тысяч евро (34 тысяч долларов). Сделка была приватной и имя покупателя до сих пор остается неизвестным.
В отличие от покупателей, которые тщательно пытаются сохранить свои личности в тайне, Вейдлеры и другие картинные галереи вовсю рекламируют гитлеровское искусство, для того чтобы привлечь этих самых покупателей.
Миннеаполис.