11 марта министр науки и высшего образования Михаил Котюков заявил, что почти каждый третий выпускник вуза в стране не находит работу после получения диплома. Восстанавливать распределение после окончания вуза, министр, по его словам не намерен, а вот улучшить ситуацию с помощью целевого обучения с привлечением к обучению студентов будущих работодателей попробует. Между тем, делу это вряд ли поможет, предупреждают эксперты. Просто мы вступили в эру, когда экономика развивается так быстро, что никто не может знать, будет ли специальность первокурсника востребована к тому времени, когда он закончит вуз, заявила «МК» директор Центра экономки непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России Татьяна КЛЯЧКО.
По словам Котюкова, «сейчас в среднем трудоустраивается примерно 72% выпускников. С одной стороны, казалось бы, не так уж мало, но с другой стороны мы понимаем, что 30% ребят не находят работу, и это достаточно серьезный вызов для всей системы высшего образования». Улучшить ситуацию, по мысли министра, должно усиление партнерских программ вузов с работодателями. И особую роль в этом деле должен сыграть запуск в январе этого года программы целевого обучения, предполагающего «более высокую степень ответственности и будущего работодателя, и будущего работника, чтобы выполнять условия, которые в этот договор записаны», – считает он.
Между тем, ведущие эксперты оценивают ситуацию по-другому.
Прежде всего, ситуация с трудоустройством выпускников вузов не так уж плоха, уточнила Татьяна Клячко:
– Сразу же на выходе из вуза не может найти себе работу примерно четверть выпускников, что нормально. Но в течение года практически все они находят ту или иную работу – весь вопрос лишь в том, насколько она им по душе и соответствует полученному образованию. В целом же ситуация по разным специальностям разная. Так, очень неплохо (хотя часто говорят, что это не так) устраиваются ребята, закончившие вузы по специальности «Экономика и управление», хотя их должность может и не называться экономист или менеджер. А есть вузы, где до 90% выпускников трудоустраиваются в других регионах. Например, в Ивановской области есть Энергетический институт, и его выпускники по чисто мужским специальностям вынуждены уезжать.
Не стоит, по ее оценке, и переоценивать систему среднего профтехобразования как альтернативу обучения в вузах:
– Сейчас в России большой крен в сторону среднего профобразования: если несколько лет назад туда шло около 30% выпускников школы, то сейчас 42%, а в некоторых регионах более 55%. Но это связано не с повышенной востребованностью специалистов этого уровня, а с тем, что семьи хотят, чтобы ребенок получил хоть какое-то образование, а уж затем, если захочет, доучился в вузе. Возможно также, что в регионах, особенно, дотационных, семьям просто не под силу «тащить» ребенка после школы еще 4 года, пока он учится в вузе. При этом самое интересное, что средняя зарплата работников со средним образованием, и ранее составлявшая всего 68% от зарплат специалистов с высшим образованием, упала сейчас до 60%. И это также надо учитывать.
Увы, не поможет со стопроцентным трудоустройством выпускников вузов даже самый тесный контакт системы образования с работодателями, предсказывает эксперт:
– Все это — рецидив медленной экономики. Мы живем в иллюзии, что к моменту окончания вуза, через 6 лет, все будет таким же, как сейчас. А оно не будет! Сегодня экономика меняется так быстро, что когда человек поступает на 1-й курс, никто не может знать, насколько востребованной будет данная специальность к моменту окончания вуза. Мы переходим к ситуации полной неопределенности относительно образовательных результатов!