Глаукома — «тихий вор» зрения. Так называют офтальмологи эту болезнь, которой только в России официально болеет более 1,3 миллиона человек. Однако в реальности таких пациентов значительно больше, так как многие годы глаукома может протекать бессимптомно для конкретного пациента. С 10 по 16 марта во всем мире проходит Неделя борьбы с глаукомой. Чтобы привлечь внимание к ранней диагностике заболевания и важности его лечения, эксперты Российского глаукомного общества (РГО) провели специальную пресс-конференцию.
Всемирная неделя по борьбе с глаукомой — это инициатива Всемирной глаукомной ассоциации и Всемирной ассоциации пациентов с глаукомой, объединяющая серию специальных мероприятий по всему миру (с 2008 года), поставившая своей целью предупреждение людей о необходимости регулярных проверок зрения и вероятности обнаружения глаукомы на ранних стадиях, что способствует длительному сохранению зрительных функций. Широкий спектр мероприятий по привлечению внимания общественности во всем мире включает специальные акции офтальмологов, оптометристов и других медицинских работников. Мероприятия этого года пройдут в больницах и госпиталях, университетах и клиниках в виде специализированных консультативных приемов, лекций и докладов, дебатов и свободных чтений, пресс-конференций и интернет-трансляций.
Каждый год специалисты обсуждают одну общую тему, адаптируя к местным (специфичным, национальным) условиям, чтобы объединить общие усилия. Глобальной темой этого года стала необходимость регулярного обследования родственников больных с глаукомой, которые, как известно, имеют десятикратно увеличенный риск заболеть данным заболеванием в отличие от тех, чьи прямые родственники (мама и папа, бабушки и дедушки) не болеют глаукомой.
Глаукома — хроническое прогрессирующее заболевание глаз. При нем гибнут нервные клетки внутренней поверхности оболочки глаза, формирующие зрительный нерв. Чаще всего (в 80% случаев) болезнь протекает без явных проявлений, не вызывает жалоб и обычно выявляется случайно при обследовании у офтальмолога. Нередко глаукома не диагностируется и не лечится до тех пор, пока не наступит поздняя стадия заболевания, характеризующаяся быстрой потерей зрения и в большинстве своем — полной слепотой.
Как рассказывает президент РГО, д.м.н. профессор Евгений Егоров, зрение при глаукоме уходит медленно, но необратимо. Однако поскольку человека при этом часто ничто не беспокоит, многие игнорируют обследования у офтальмологов. «Например, в Москве официально порядка ста тысяч больных. Реально же их может быть еще тысяч 50. Многие узнают о диагнозе случайно, а некоторые — когда уже поздно. Как-то раз к нам пришел пациент подобрать очки. На один глаз подобрали, закрыли второй, а он говорит: «А почему выключили свет?» — говорит профессор Егоров.
Известно, что основную группу риска по глаукоме формируют люди старше 60 лет, однако случается, что ее выявляют даже у младенцев. Каждую минуту в мире от глаукомы слепнет один человек, а каждые десять минут — один ребенок. «В возрасте 40 лет глаукому диагностируют у 1 человека из тысячи, в возрасте 60 — у 6–7 человек, а старше 80 лет — у 17–25», — говорит начальник офтальмологического отделения ФКУ ЦВКГ им. П.В.Мандрыка МО РФ, полковник медслужбы, доктор медицинских наук, профессор кафедры офтальмологии им. академика А.П.Нестерова ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова МЗ РФ Александр Куроедов.
РГО призывает жителей нашей страны не игнорировать визиты к глазному врачу! Многие медицинские центры страны проводят в это время Дни открытых дверей (например, в прошлом году в ходе такой недели только в Москве более десяти тысяч человек первично обследовались на глаукому). А вчера, например, Департамент здравоохранения Москвы организовал очередную акцию — День открытых дверей прошел в Московском глаукомном центре при ГКБ №15 им. О.М.Филатова.
Как часто надо обследоваться? Как рассказывает Александр Куроедов, при наличии отягощенной наследственности ежегодные обследования у офтальмолога обязательны начиная с 35–40 лет. Если генетической предрасположенности нет, нужно проверяться раз в два года, начиная с 40 лет, а с 60 — такая проверка должна стать ежегодной.
Сегодня есть масса методов современной диагностики глаукомы. Первое, что проводят врачи, — измерение уровня внутриглазного давления. Однако только этого недостаточно (выявляет болезнь лишь в 50% случаев). Поэтому проводятся еще исследования полей зрения, состояния глазного дна и пр. «При глаукоме поля зрения сужаются как шагреневая кожа. Острота зрения при этом может не страдать, но по сокращению полей зрения можно рано обнаружить заболевание. Но установить точный диагноз позволяет лишь комплексное обследование», — говорит Евгений Егоров. Как отмечает Александр Куроедов, сегодня у нас доступны самые современные методики диагностики, да и новые появляются: «Например, уже доступна для широкого использования специальная контактная линза, которая надевается на глаз и носится сутки, — она отслеживает колебания уровня внутриглазного давления. Это одна из последних разработок. А РГО работает над технологией нейронных сетей, которая позволит по фото глазного дна определять характерные для глаукомы изменения, и первые результаты тестирования нашей разработки будут уже к лету».
Сегодня есть немало методик, которые позволяют существенно замедлить процесс потери зрения при глаукоме. «Методы лечения делятся на медикаментозные, лазерные и хирургические», — рассказывает Александр Куроедов.
Однако есть еще одна проблема — не все больные соблюдают назначенное лечение. По данным профессора Егорова, 50 процентов больных не лечится — ведь не болит. А потом становится поздно.
«Важно вовремя обратиться — когда ничего не болит. Важно вовремя обнаружить и правильно начать лечить. И тогда можно сохранить зрение максимально долго», — говорит Александр Куроедов.