Минздрав России в четверг продемонстрировал, как можно быть наполовину беременной: опубликовал законопроект по увеличению до 21 года возраста, с которого россиянам можно будет приобретать крепкий алкоголь. Если его примут, то ограничение начнет действовать уже с января будущего года. Суть законопроекта очень простая: до 21 года нельзя будет купить алкоголь с содержанием этилового спирта более 16,5 процента.
Звучит это все, безусловно, красиво и обнадеживающе. Но по сути не меняет вообще ничего. Потому что суть следующая: не дадим детям водку — пусть спиваются бормотухой.
Не в защиту Минздрава, а просто для понимания процессов: министерству противостоит мощнейшее лобби производителей алкоголя. Это видно даже из пояснительной записки к проекту закона.
Там четко указано, что головной мозг человека среднестатистически окончательно формируются только к 21 году. И именно в период до этого возраста мозг «более уязвим к различным внешним воздействиям, и особенно химическим отравлениям (алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, токсины)». И дальше: «потребление алкоголя любой степени крепости вредит здоровью, особенно здоровью молодого человека». Потому что если пить, пока мозги не встали на место, то это приводит к «долгосрочному ухудшению когнитивных способностей». Тупеет человек, если уж совсем по-простому.
Что подсказывает логика? Если не в крепости дело, а в возрасте, то надо вообще запретить продажу алкоголя до 21 года, как это сделано во многих странах. И демократических, и тоталитарных. Главное — не желающих, чтобы нация спивалась.
Но долгосрочные национальные интересы у нас всегда проигрывают краткосрочным интересам олигархов. В данном случае — алкогольных. Им-то карман надо набивать прямо сейчас.
Поэтому и возникла тема с ограничением продажи крепкого алкоголя. Даже интересно, сколько в Минздраве выдумывали обоснование для этого. Но выдумали: «потребление именно крепкого алкоголя в разы повышает риск смерти, чем потребление слабоалкогольных напитков». Показательно, что если в ситуации просто ограничения по возрасту приводится масса фактуры (и данные Всемирной организации здравоохранения, и статистика по странам), то насчет смертности предлагается верить на слово.
Ну так поверьте и мне на слово. Подавляющее большинство подростков не пьет водку. А из дорогих крепких напитков обычно делает коктейли. Редко кто в юном возрасте начинает с противной на вкус водки, а вот с приятного винишка, доступного пива — только в путь. Вы у себя во дворе часто видите молодежь с «беленькой»? Зато с пивом — наверняка сколько угодно. Кстати, в 2016 году, например, продажи пива и пивных напитков превышали продажи всего остального алкоголя почти втрое.
То есть никакого ограничения, по гамбургскому счету, не вводится. Полумеры ничем не помогли нам. Как бухала молодежь, так и будет бухать. Вообще большой вопрос, что вреднее — водка или дешевое крепкое так называемое пиво, которое вообще неизвестно что есть на самом деле. Но под запрет не попадающее. И упиться которым можно до невменяемого состояния гораздо быстрее и эффективнее. Испытано на себе.
У Минздрава, кстати, есть еще одна модная тема — курение. И там тоже есть лобби — табачное. Подсказываю ход по аналогии: давайте запретим продавать до 21 года сигары, поскольку крепкие, а сигареты — оставим. Много толку будет?