По коридорам законодательной власти продолжается триумфальное шествие поправок в закон, регулирующий добычу крабов. Поправки уже приняты Государственной Думой во втором чтении, к нему в черновик закона были внесены некоторые изменения, от которых, как уверены критики реформы, отрасли легче не станет. Посланцы приморских областей страны, некоторые депутаты Государственной Думы и сенаторы считают, что следствием поправок станет монополизация отрасли, потери местных бюджетов и проблемы с рабочими местами. Эти опасения звучали на слушаниях в нижней палате накануне принятия законопроекта во втором чтении.
Напомним, что противоречивые поправки в закон были разработаны в Росрыболовстве. По мнению разработчиков, реформа отрасли, благодаря которой 50% квот на вылов краба выставят на аукционы, позволит принести в закрома родины 82 млрд рублей.
Предлагаемые новации обсуждались в Совете Федерации и Росрыболовстве. Нынешнее обсуждение в Государственной Думе — тоже не первое в стенах палаты, слукавил Николаев. Прошлым летом работники приговоренной к переменам отрасли провели предупредительные акции протеста. На всех дискуссионных площадках инициаторы и сторонники реформы неизменно подчеркивали, что нововведения затронут лишь 50 процентов добычи краба, а другие водные биологические ресурсы реформа якобы обойдет стороной. Похоже, что оппоненты в это не верят.
Даже если страхи оппонентов беспочвенны и реформа охватит лишь половину добычи крабов – как переход на новую систему квот отразится на отрасли и рядовых рыбаках?
Отвечая на вопрос «МК» о реакции трудовых коллективов на грядущие перемены, председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев сказал, что опасения регионов по поводу возможных потерь услышаны — в законопроекте зафиксировано, что компании, которые допускаются на аукцион, должны быть зарегистрированы в регионах, где ведется крабовая ловля. Что касается рабочих мест, то Николаев оптимистично заявил: «Часть рабочих мест может отойти к иным игрокам рынка, но по количеству рабочих мест и по финансовой составляющей все будет не хуже, а даже лучше».
С этим готова поспорить сенатор Елена Афанасьева. Вот некоторые из цифр, которыми она поделилась с участниками слушаний: в Хабаровском крае работы лишатся более 200 человек, сократятся доходы бюджета. В Магаданской области без работы останутся 35 процентов тружеников отрасли, остановятся судостроительные проекты. Сахалин — количество рабочих мест сократится на 2000, бюджет не досчитается 281 миллиона рублей. По мнению сенатора, реальной целью реформы является «смена владельцев крабовых квот», поскольку 80 процентов нынешних игроков отрасли выиграть аукционы не смогут. Более того, Елена Афанасьева не верит, что дело ограничится крабами и что передовой опыт реформы не перекинется на другие сферы хозяйства.
Выступая перед журналистами, глава комитета Николай Николаев особо отмечал, что ко второму чтению в законопроект были внесены поправки – аукционы будут проводиться исключительно в электронной форме.
Установлены ограничения по реализации инвестиционных проектов по строительству — 5 лет. Выигравшая аукцион компания в течение этого срока должна выполнить обязательства по строительству необходимых объектов (в частности, судов), это также станет стимулом для развития регионов. Если условия нарушены — Рыболовство приостановит действие квоты до решения суда.
Коллега Николаева по нижней палате, депутат от КПРФ Юрий Афонин, напротив, убежден, что никакого развития регионов не предвидится, поскольку скрытым смыслом перехода на новую систему распределения квот является монополизация крабовой отрасли.
Темой регионов, а также пожарным темпом, в котором поправки в закон двигаются по коридорам власти, крайне обеспокоена Ольга Епифанова, член фракции «Справедливая Россия». По ее словам, суммарные потери региональных бюджетов от реформы превысят доходы, которые она принесет в бюджет федеральный.
На слушаниях присутствовал политолог, доктор экономических наук Михаил Делягин. Вот его приговор:
«Аукционный принцип мы пробовали в начале 2000-х. Результаты были ужасающими. И все потому, что добросовестный участник рынка, занимающийся добычей, может участвовать в аукционе, вот только он не может победить финансового спекулянта, у которого нет бюджетных ограничений, нет закредитованности, нет «социалки», зато есть серьезная административная поддержка. Единственным способом заработать деньги для рыболова станет контрабанда».
Темпы рассмотрения законопроекта и впрямь запредельные: третье, заключительное чтение назначено уже на завтра!