Вот уже 15 лет в Киргизии, в окружении горных хребтов Памира и Тянь-Шаня несет службу российская авиационная база Кант. До Москвы — почти четыре тысячи километров, до ближайшей российской границы — порядка двух тысяч — через киргизские и казахские горы и степи. Другим транспортом, кроме как самолетом добраться проблематично. Как же служится вдали от родины офицерам и солдатам? Как чувствуют себя их семьи — жены, дети, которых судьба военная забросила так далеко? Это интересовало членов Общественного совета при Минобороны России, которые прилетели в Кант после посещения 201-й российской военной базы в Таджикистане.
Авиабаза в Канте — небольшом городке, в 30 километрах от Бишкека — стала важным элементом коллективной безопасности стран СНГ на южных рубежах. Здесь несут службу более 500 военнослужащих — летчики, инженеры, техники, специалисты аэродромного обеспечения. Все контрактники. Призывников, с учетом отдаленности и условий службы, сюда не направляют. Военнослужащим год службы на Канте засчитывается в стаж за полтора.
Почему такая льгота, начинаешь понимать, когда видишь дежурных в полной боевой экипировке на КПП или бронеколпаки по границе территории базы. Тут, как говорится, все начеку и готовы ко всему.
На вооружении авиабазы штурмовики Су-25. Самолеты не новые, но надежные. В свое время, «грачи», как называют Су-25 летчики, прикрывали с воздуха контингент советских войск в Афганистане. Отличились в боях с террористами в Сирии. Незаменимы при уничтожении целей в горах.
Конструкторы постарались продлить жизнь Су-25 – «летающих танков», очень нужных над полем боя для прикрытия пехоты. Создали модернизированные версии Су-25СМ, Су-25СМТ. У них современное прицельное и радиоэлектронное оборудование. Точность пусков ракет выше и летчику облегчение в пилотировании и прицеливании. Авиабаза в Канте несколько таких машин уже получила. В перспективе все «аналоговые» Су-25 будет заменены на более продвинутые.
В день, когда в Кант приехала делегация Общественного совета во главе с его председателем, главным редактором «МК» Павлом Гусевым, на аэродроме были учебные полеты. Тренируются летчики постоянно. Практически все вылеты — на полигон, где отрабатываются прицеливание, сброс бомб и пуск управляемых и неуправляемых ракет.
После полетов приехавшие вместе с делегацией Общественного совета артисты Центрального Дома российской армии дали концерт прямо рядом со стоянкой самолетов. Встречали артистов из Москвы на ура.
Кстати, большинство летчиков базы имеют высшую квалификацию — 1-й класс. То есть могут летать без ограничений по погодным условиям, днем и ночью. Как рассказал командир базы, военный летчик 1-го класса полковник Андрей Янкин, средний налет в год — порядка 80-100 часов. Штурмовики из Канта участвуют во всех учениях ОДКБ. Некоторые были в командировке в Сирии. Словом, скучать летчикам и техникам некогда. Ну, а как с бытом? Члены Общественного совета поинтересовались этим вопросом. Побывали в расположении роты охраны.
Условия в казарме, где живут в основном неженатые контрактники, стандартные. Все необходимое для жизни есть. Во время беседы с членами Общественного совета бойцы роты охраны на службу в основном не жаловались. Хотя одна проблема прозвучала.
Связана она с установленным сроком службы военной обуви. Берцы, которые выдаются военнослужащим роты, не выдерживают установленный им срок службы в два года. В условиях жаркого климата подошва военных ботинок начинает крошиться задолго до того, как тебе выдадут новые берцы. Поэтому нередко приходиться покупать служебную обувь за свой счет — а это не порядок. Тем более, что, по нормативам, у военнослужащих роты охраны должностные оклады — самые низкие.
-Отсюда текучка, – сетует командир базы. – Только бойца подготовишь, смотришь, он уже с рапортом. Говорит, семья, дети, денег не хватает.
И еще одна гарнизонная проблема, как рассказали общественникам, усложняет жизнь в Канте семьям военнослужащих с маленькими детьми. Это отсутствие детского садика. Дошколят в гарнизоне порядка сотни. А детсада нет. Так что их мамам на работу рассчитывать не приходиться. Выходит, вся молодая семья — на иждивении папы-военнослужащего. Члены Общественного совета решили при встрече с министром обороны рассказать о детсадовской проблеме.
А вот школа в Канте есть. Она небольшая, на 200 человек. Зато после ее посещения у всех без исключения членов Общественного совета осталось самое теплое и светлое чувство. Мальчишки и девчонки под руководством директора школы Любови Белоконевой показали трогательное литературно-музыкальное представление. Здесь было всё — народные танцы, песни о такой далекой, но очень любимой родине, стихи о военных отцах…
По всему видно, что педагоги отдают делу воспитания детей все силы. Не случайно многие из их подопечных побеждают в олимпиадах, творческих конкурсах, поступают в военные вузы. Школьники из Канта побывали в «Артеке», «Орленке», «Смене».
От Общественного совета при Минобороны школьникам подарили набор футбольных и волейбольных мячей.
Гарнизонной медсанчасти, которую общественники тоже осмотрели, они передали в дал большой телевизор. Так что больным будет чем занять вынужденный досуг.
И еще один объект делегация из Москвы не могла обойти стороной. Тем боее, что он виден с любой точки в городке. Это недавно построенный в честь Александра Невского войсковой храм. Его настоятель, иерей Евгений – по совместительству еще и помощник командира базы по работе с верующими. Был в командировке в Сирии. Чтобы лучше понять, что ощущают десантники, выполнил 11 прыжков с парашютом. Героический батюшка с любовью рассказал о храме, который, судя по всему, стал важным местом духовного общения православных жителей Канта.
Вот что сказал «МК» о значении авиабазы Кант член Общественного совета при Минобороны, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов:
-Присутствие авиабазы ОДКБ в Киргизии — абсолютно правильное решение. Обстановка на южных границах Содружества неспокойная, с точки зрения коллективной безопасности — уязвимая. Есть риск осложнения ситуации. Наличие здесь нашей группировки — это элемент стабильности. Представляется, что России и Киргизии надо думать о том, чтобы инфраструктуру этой базы развивать. Да, и в целом нашим странам важно укреплять экономические, культурные связи, заботиться о сохранении русского языка, обучать в России киргизских специалистов. Россия должна быть привлекательным партнером для Бишкека.
Подводя итоги поездки глава Общественного совета Павел Гусев отметил, что у него большое удовлетворение от увиденного.
-Очень неплохие впечатления, хотя здесь есть проблемные вопросы, связанные со службой и выплатой определенных видов денежного довольствия, надбавок. Это заграница, ребята служат в довольно непростых условиях. Это, может, не боевая точка, но это – важнейший пункт где располагаются наши войска за границей. Нам очень понравилась школа, то, как построена система преподавания, подготовки ребят. Нет детского сада. Это вызывает определенные проблемы. С жильем не самая лучшая ситуация, есть ряд военнослужащих, которые вынуждены снимать жилье. Эти вопросы раньше или позже будут решены. Мы поставим их перед руководством Минобороны.
И еще не могу не сказать о том, что приятно поразило. Я разговаривал с летчиками, которые только что выполнили учебно-боевые вылеты, полеты на пилотаж. Меня гордость берет, какие они специалисты, насколько хорошо они знают технику, разбираются в вооружении своих самолетов, и насколько любят свою профессию, понимают свою ответственность, находясь здесь, вдали от родины. Я был здесь в 2000 году. Летчики тогда практически не летали. Сейчас самолет за самолетом поднимаются, садятся, идут тренировочные полеты. Летчики счастливы и довольны, потому что они постоянно тренируются, готовятся, совершенствуют свое мастерство.