Чего только не появилось на подмостках: пластический, документальный театр, иммерсивный и плейбек-театр, променад-театры, «новая драма» и перфомансы. Режиссеры будто соревнуются друг с другом, кто больше собьет зрителя с толку. Если с каждым годом вы обнаруживаете рядом со словом «театр» все больше и больше приписок и смотрите на них с опаской, давайте разберемся, что происходит сейчас на сценах.
На чем остановить выбор, чтобы не идти в сотый раз на «…молилась ли ты на ночь, Дездемона…»? Все ли так непонятно и абстрактно в новых постановках? Обязательно ли сидеть два часа на бархатном стуле и молча наблюдать? Театру есть что предложить, ведь смелые экспериментальные решения вносят разнообразие в представления, так что найти что-то подходящее сможет каждый.
Виды современного театра
По мере развития театрального искусства появляется множество ответвлений и приемов работы на сцене. Первая столица не отстает в этом плане, и многие театры Харькова уже применяют это в своей работе. Для зрителя это значит, что можно на практике разобраться, что из себя представляет современный театр.
- Физический театр предполагает работу актеров с телом, и движения, жесты и мимика говорят со сцены яснее слов. Такой способ выражения смыслов на сцене появился в противовес пантомиме, которая буквально иллюстрирует слова действием. В физическом театре и в пластическом как в его ответвлении, движение самодостаточно, а потому такие постановки выглядят динамично, чувственно, серьезно. Язык тела так гибок, что позволяет говорить о вещах вполне обыденных и затрагивать вечные темы. Ни глубоко лиричные сцены, ни сатирические пассажи не проблема для воплощения на сцене пластикой человеческого тела.
- Плейбек-театры берут историю прямо у зрителя и сразу же разыгрывают на сцене. В большей степени это импровизация по принципу «вернуть зрителям их собственные истории», что часто используется в качестве терапии. От увиденной со стороны истории легче отстраниться и обдумать, поэтому опыт плейбек-театров берут на заметку психотерапевты для реабилитации. За счет того, что актеры разыгрывают личную историю зрителя, устанавливается контакт и доверие между участниками представления.
- Иммерсивный театр призван погрузить зрителя в мир и атмосферу произведения с головой. Его особенность в том, что сцены и зрительного зала нет, актеры и зрители находятся в одном пространстве. Зритель не обязан сидеть и молча наблюдать, ему дана свобода ходить, исследовать пространство и происходящее вокруг. К сожалению, в Харькове еще не открылся такой театр. Но как показывает заграничный опыт, такие представления интересны зрителю и коммерчески успешны.
- Так называемая «новая драма» стремится обсудить острые проблемы наших неприглядных реалий. Со сцены звучит современный сленг, герои одеты в повседневную одежду, а речь идет о вещах, успевших набить оскому каждому. Но магия театра и заключается в том, чтобы и это превратить в искусство, переосознать и найти в быту нечто высокое. Сюда же можно отнести обработки классических пьес, их переработки и осовременивание. Общее с этим – новый взгляд на уже давно знакомое.