Из горящего собора Парижской Богоматери успели спасти основные святыни: терновый венец Христа, часть Животворящего Креста, тунику святого Людовика и другие. Увы, огонь поглотил частицу мощей Святой Женевьевы, которая хранилась в обрушенном шпиле. Что значат для православных католические святыни? Об этом мы спросили протоиерея Всеволода Чаплина.
Во время страшного пожара в Нотр-Даме 15 апреля верующие задавались вопросом: удастся ли пожарным спасти святыни, которые хранились в храме. Главные из них – терновый венец Иисуса, частица Креста Иисуса и туника Святого Людовика. Однако ближе к полуночи выяснилось, что реликвии вне опасности. Сейчас они хранении в мэрии Парижа. Остальные ценности примет Лувр.
Не удалось спасти те святыни, которые хранились в обрушившимся шпиле собора. Речь идет, в частности, о частичке мощей святой Женевьевы. Дело в том, что на самом верху шпиля был установлен металлический ковчег в виде петуха. Там был один из шипов венца, частицы мощей Женевьевы и святого Дионисия Парижского. В Париже этот ковчег считался «духовным громоотводом», который оберегает город.
– Терновый венец Христа — это особая святыня в православии, – пояснил протоиерей Всеволод Чаплин. – И многие, как и латиняне, считают, что это действительно подлинный терновый венец. Перед ним совершаются православные молебны. Это очень почитаемая святыня.
Очевидно, что Господь ее особым образом сохранил в условиях, когда практически вся площадь собора выгорела. Я думаю, что после этого очень многие верующие, как латиняне, так и православные, будут еще с большей силой почитать эту святыню, молиться в ее присутствии.
– Имеет ли ценность для православных туника Святого Людовика?
– В православии эта святыня не почитается, она, наверное, важна именно для латинян. И думаю, что таки или иначе ее почитание возрастет вследствие ее спасения.
Интересно, что сама катастрофа пробудила сильные чувства у жителей Парижа. Многие пришли к собору, пели розарий, это одно из наиболее известных богослужений латинского обряда — чтение 50 раз молитвы «Аве, Мария» и чтение 10 раз молитвы «Отче наш». Было очевидно, что у людей ожили религиозные чувства. Это говорит о том, что Запад не безнадежен.
С одной стороны, происходившее с собором выглядело как страшный символизм: центр, отождествляемый с христианством, в сердце страны, которая первая избрала радикально светский путь, оказался поражен огнем. И от этого огня могут воспламениться души людей. И видно, что сегодня та же далекие от христианства французы говорят, что им было больно потерять собор.
Хочется надеяться, что для кого-то этот грозный знак станет путем к вере…
Похожие реликвии в России
На самом деле, терновый венец Христа хранился в Нотр-Дам де Пари не полностью. В 1238 году король Людовик IX приобрел эту святыню и специально для нее построил часовню Сент-Шапель. Во время революции церковь разграбили, а венец передали в Национальную библиотеку. В 1801-ом он вернулся в Нотр-Дам. Однако отдельные его шипы хранятся в разных городах Европы. Один есть в России.
В 2017 году шип из тернового венца передали на вечное хранение архиепископу Соликамскому и Чусовскому Зосиме. Он находится на хранении в Свято–Троицком монастыре города Соликамск. Кроме того, по новости от 2010 года, один из шипов хранится в Свято-Троицкий храм города Осинники на Кузбассе.
Вторая из спасенных святынь — часть Животворящего Креста и гвоздь от распятия Иисуса. Их также выкупил в Константинополе Святой Людовик.
Частицы Животворящего Креста хранятся и в России. В Москве частичку древа креста можно найти в Богоявленском Елоховском соборе, у северной стены храма, в Зачатьевском монастыре, в храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке, в церквах Ризоположения на Донской и Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве. Частичка есть в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Московской области.
Гвоздь Креста Господня хранится в Храме Христа Спасителя.