Погиб или только тяжело ранен? Споры о состоянии пострадавшего от пожар собора Парижской богоматери и перспективах его возрождения разгораются все с большей силой. По мнению некоторых специалистов, наиболее серьезной проблемой станет восстановление деревянных перекрытий, поддерживающих кровлю. Для изготовления новых стропил и балок взамен сгоревших сейчас очень трудно найти подходящее дерево.

Это была одна из самых эффектно-страшных картин, запечатленных на видеосъемке пожара в знаменитом соборе, – обнажившаяся из-под расплавившейся свинцовой крыши вереница треугольных деревянных ферм, уничтожаемых пламенем. Огонь перекидывался с одной на другую и безжалостно губил древние конструкции, которые, потеряв прочность, огненными обломками падали вниз… В итоге оказалось уничтожено, по данным проведенных первых обследований, более двух третей конструкции крыши собора Нотр-Дам.

Как рассказал корреспонденту «МК» архитектор-реставратор Константин Конев, эти деревянные фермы были изготовлены еще в 13-м столетии, позднее перекрытия над главным нефом собора подвергались лишь частичной переделке, в том числе – в 1841 году при проведении ремонтных работ и возведении центрального шпиля. Размеры деревянных конструкций поистине циклопические, ведь «размах» крыши, которую они должны поддерживать, более 25 метров.

– Все стропила, балки и тяги изготовлены из дуба, – пояснил Конев. – Эта «вечная» древесина смогла выдержать испытания временем, но не устояла перед огнем. Теперь для восстановления собора в аутентичном виде французам предстоит изготовить такие же дубовые конструкции. Но если с внешним видом затруднений не должно возникнуть – наверняка сохранились архитектурные обмеры, фото- и видеофиксация, то вот с материалом для изготовления ферм скорее всего будет большая проблема.

Дело в том, что сегодня очень трудно найти столь же качественные дубовые стволы, которые были использованы строителями собора в далеком средневековье. Причиной тому – экология. Дубы по-прежнему растут в Западной Европе, европейской части России, но это уже не те несокрушимые лесные исполины, что прежде. Из-за загрязнения воздуха, воды, вредных излучений дубы чуть ли не поголовно ослаблены, даже «болеют». Это отрицательно сказывается на качестве их древесины – ее плотности, прочности, устойчивости к воздействию вредных микроорганизмов…

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  В Индии католический кардинал Освальд Грасиас ‘не жертвы насилия’

Так что даже если удастся для реставрации крыши собора отыскать дубовые стволы нужной длины и диаметра, то не факт, что изготовленные из них балки будут обладать той прочностью, какая была у их предшественников. И, что не менее важно, – такой же долговечностью. А использовать дуб заведомо «с гнильцой», конструкции из которого уже через довольно короткое время придется вновь менять, это слишком дорогое удовольствие.

К слову сказать, с подобной же проблемой в 1990-е столкнулись у нас в Москве, когда зашла речь о подготовке проекта реставрации здания Манежа. Хотели вернуть его интерьерам первоначальный вид, убрав поставленные позднее столбы-подпорки. Однако для этого нужно было укрепить конструкции огромных деревянных ферм перекрытий, построенных в начале XIX века из лиственницы по проекту инженера Бетанкура: часть из них обветшала и не могла бы удерживать крышу, если бы убрали подпорки. Вот тогда-то и обнаружился прискорбный факт: в современных условиях невозможно отыскать необходимые по размерам, а главное, по качеству древесины, лиственничные стволы! Тогда, в начале 19-го столетия, были, а теперь – в эпоху нашествия технического прогресса, пагубно влияющего на природу, – таких деревьев нет. В итоге проблему «помог» решить страшный пожар, уничтоживший в марте 2004-го старую крышу Манежа со всеми бетанкуровскими чудо-фермами. При восстановлении здания старинные лиственничные балки и брусья пришлось заменить на изготовленные по современным технологиям клееные элементы. Снаружи такая подмена обычным посетителям, скорее всего и не заметна, однако для специалиста факт утраты первоначальных элементов здания очевиден и вызывает чувство большого разочарования и огорчения.

Я ни в коем случае не пытаюсь «спроецировать» печальный опыт московского Манежа на перспективы, ожидающие сгоревший собор Парижской богоматери. Очень хочу надеяться, что французским специалистам, которые будут заниматься восстановлением этого знаменитого памятника архитектуры, удастся отреставрировать его, что называется, «один к одному» к допожарному виду. Однако вынужден исполнить роль пророка: восстановить в соответствии со сгоревшим оригиналом конструкцию дубовых конструкций, поддерживающих крышу собора, будет очень-очень трудно. Придется устроить настоящую охоту за особо качественными дубовыми стволами. Думается, найти такую древесину есть шанс, например, в заповедных уголках Белоруссии. Может быть, и у нас в европейской части России, где-то в отдаленных районах еще сохранились не угнетенные антропогенными воздействиями вековые дубравы.

ЧИТАЮТ ТАКЖЕ  Финальное голосование в европейских выборах

В общем, забота не простая. Но собор Нотр-Дам того стоит!

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x