Свое выступление на форуме Павел Гусев начал с печальной статистики. По словам главного редактора “МК”, профессия журналиста среди всех гражданских занимает второе место по опасности. Только за последние 25 лет при исполнении обязанностей или в связи с деятельностью погибло более 400 корреспондентов. В память о них в центре Москвы у станции метро “Арбатская” в этом году появится монумент.
– Как вы думаете, почему гибнет такое количество журналистов? Почему после их смерти дела не возбуждаются или не расследуются?
– Мы занимается всеми такими инцидентами, пытаемся убедить правоохранительные органы проявить больше внимания. К сожалению, некоторые дела, например дело Листьева или Холодова, не расследуются более в связи с истекшим сроком давности. Хотя совершенно ясно, чьи это были заказы. В реальности, даже если находится убийца, никогда на чистую воду не выводится заказчик. Когда я крайний раз встречался с президентом РФ Путиным, я сказал ему: пока за подобными случаями не будет вестись пристальный контроль, ребята продолжат умирать. Я просил разрешить дорасследовать эти дела, но они не пошли.
Давление на прессу происходит по сей день. Из регионов приходят вести, что у журналистов, неугодных кому-то сверху, проходят обыски. Возбуждаются надуманные уголовные дела! Сейчас мы в Совете по правам человека ввели мониторинг всех этих случаев. По многим делам мы делаем запросы, пытаемся донести свою точку зрения. Но пока это все продолжается.
– Была инициатива увеличить ответственность за нападения на журналистов. Что с ней произошло?
– Мы долго боролись, но данная идея не нашла отклика в Госдуме. Хотя назвать её прошлой тоже будет неверно. Мы эту инициативу не забрасываем, продолжаем работать и искать пути решения.
– Вы уже 36 лет на должности главного редактора. За это время было немало провокаций, от правоохранительных органов в том числе?
– Их было не просто немало, а очень много. Редакцию и поджигали, и обливали, и громили. В период от Брежнева до Путина происходило много политических перипетий, когда были сложные ситуации. Однажды, во время СССР, меня даже хотели лишить должности и выгнать из партии за одну заметку. Приходилось отстаивать позицию. Первое уголовное дело, заведенное из-за препятствия работе журналистов, было связанно с нами.
– Несмотря на это, газета продолжает выходить тиражом в миллион экземпляров. Как это удаётся?
– Мы выходим в 71 регионе страны, а в 74 у нас свои сайты. “МК” хорошо знают и заграницей. В США, Австралии, Канаде мы являемся самым крупным русскоязычным изданием. Заходы на наш сайт максимально за день достигали 20 миллионов, а в обычные сутки уверенно держатся на уровне 6-7 миллионов. Все это потому, что мы позиционирует себя,как газету для всех. По данным исследования, 76% наших читателей – люди с высшим и незаконченным высшим образованием. Печатная пресса никула не денется. Тем более мы очень много делаем, чтобы идти навстречу читателю. Мы вложились в службу подписки, чтобы человеку было удобно. 80% подписки мы собираем сами, лишь после отдаем почте.
Кроме того, в потоке информации из соцсетей люди часто получают много недостоверной. Поэтому СМИ с репутацией, готовые отвечать за свои новости, всегда будут актуальны.