Если гражданин, перегревшись на апрельском солнышке, принимается разговаривать с инопланетянами, никто особо не удивляется: весеннее обострение, бывает… Но когда целое федеральное ведомство начинает демонстрировать признаки «весеннего» умонастроения, тут уже не до понимающих ухмылок.
Речь идет о свежих инициативах Минтранса и ГИБДД на ниве обучения водителей. Минтранс, например, решил, что водителей нужно разделить на профессионалов и любителей. Последним, по его мнению, не нужны знания профессионалов. Поэтому обучение на «любителя» предлагается вообще вывести из системы образования, оставив там лишь заведения, готовящие пилотов грузовиков, автобусов и трамваев с троллейбусами — профессионалов то есть. Логично? Вроде бы да. Но стоит почитать проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», опубликованный Минтрансом, как понимаешь, что весна в стенах этого ведомства вступила в свои права давно и плотно.
Прежде всего выведение обучения на «любительские права» из системы образования означает полную отмену лицензирования и хоть какого-то контроля над учебным процессом, программами обучения и т.п. в автошколах. Будущих водителей смогут учить неизвестно кто, неизвестно как, неизвестно где. Потом эти «любители» пойдут сдавать экзамены в ГИБДД. Как? Да как-нибудь…
Особое умиление вызывает оговорка в законопроекте, касающаяся водителей машин экстренных служб — пожарных и скорой помощи. По мысли Минтранса, они вполне могут быть «любителями», а не «профессионалами»! Им, оказывается, необязательно проходить профподготовку. Иными словами, окончил ты какие-нибудь «левые» курсы — и вперед: води многотонную автоцистерну с брандспойтом или больных по встречке катай — никаких проблем!
Кроме того, ради внедрения этой инициативы придется переписать в общей сложности около 20 действующих нормативно-правовых актов, включая федеральные законы и указ президента. Спрашивается: зачем?! Что в нынешнем порядке обучения не угодило министерству? И ради чего последние пять лет куча ведомств, включая ГИБДД, Минобразования и все автошколы России, стояли на ушах, радикально реформируя всю систему обучения водителей?! Чтобы сейчас начать все заново? Инопланетянам это понравилось бы…
Кстати о ГИБДД — там явно тоже бушует весна! Новостные ленты полнятся сообщениями, что госавтоинспекция прорабатывает «систему дифференцированной оценки в зависимости от степени влияния экзаменационной задачи на безопасность дорожного движения». Если экзаменуемый даст неверный ответ в «условной ситуации, где принятие неверного решения спровоцирует ДТП», он отправится на пересдачу.
На самом деле «дифференцированная оценка» существует и сейчас. Если испытуемый на теоретическом экзамене «на права» ошибся в одном из 20 вопросов, система немедленно выкинет ему 5 дополнительных по этой же теме. Неправильно ответил и на них — до свидания! Поэтому смысл заявленных новаций не вполне ясен.
Далее. ГИБДД, судя по сообщениям СМИ, обещает к 2020 году в целом переработать экзаменационные задачи, систематизировать по принадлежности к определенной категории транспортных средств и т.п. Печально, но ведомство уже лет пять собирается это сделать. Например, до сих пор вагоновожатые трамваев сдают теоретические экзамены по билетам для водителей грузовиков! В некоторых билетах вопросы и ответы просто некорректны. Например, в четвертом вопросе четвертого билета для категорий А–В на картинке изображена загородная трасса, а вопрос к ней касается езды в городе. Чтобы человек не завалил теоретический экзамен в ГИБДД на подобных этому некорректных вопросах, автошколы вынуждены заниматься формальным натаскиванием своих учеников. Госавтоинспекции неплохо бы для начала разобраться с живущими годами ляпами в своей экзаменационной системе, прежде чем устраивать кампанию по ее радикальной модернизации, считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Новеллы, предлагаемые Минтрансом и ГИБДД, только на первый взгляд смотрятся как ведомственная возня вокруг скучных бумажек. Пугает, что «последствия» этого бурления рано или поздно окажутся за рулем машин, едущих рядом с вами по улице, и тогда — крепче за баранку держись, шофер…