«Третьяковке» вновь не повезло — ее «по касательной» задело культурно-криминальным скандалом. На этот раз у директора экспертного центра при главном хранилище искусств похитили картину кисти Левитана. Искусствоведы, впрочем, не успели даже испугаться: полотно уже «всплыло» у коллекционера-перекупщика, который совершенно законно купил картину в ломбарде. Но ведь полотно гения — не часы, которые можно заложить. Как такое могло произойти, выяснял «МК».
Директор «Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М.Третьякова» Александр Чвала 11 апреля обратился с заявлением в полицию. Он сообщил, что ровно год назад в здании НИНЭ передал на реализацию знакомому эксперту Людмиле Шариной картину Исаака Левитана «Летний пейзаж. Пашня», которую купил в 2004 году у одного священника. Подлинность полотна подтвердили эксперты организации, которую возглавляет Чвала. Получив картину, Людмила Петровна написала расписку, согласно которой стоимость полотна 35 тысяч долларов (2 240 000 рублей). Женщина обещала продать вверенный ей холст за пару месяцев. Уже в июне 2018 года она обрадовала хозяина картины, сообщив по телефону, что ею заинтересовался ее знакомый, некий Николаев К.В. — человек весьма солидный, женщина даже упоминала, будто одно время он был заместителем федерального министра. Экс-чиновник якобы был готов заплатить указанную сумму после предоставления оригинала экспертного заключения. Документ сразу же был передан Людмиле Петровне, но на следующий день женщина сообщила Александру Чвале, что возникли проблемы с банком и деньги будут в течение двух-трех дней. На вопрос хозяина, где находится само полотно, дама сообщила, что передала холст вместе с оригиналом экспертного заключения уже знакомому «замминистра» Александру Бородину под расписку. А буквально на днях, 19 апреля, директор НИНЭ обнаружил картину «Летний пейзаж. Пашня» Левитана на сайте аукционного дома Литфонда. Картина была выставлена на торги с начальной стоимостью 2 миллиона 600 тысяч рублей.
Получив тревожное сообщение, оперативники уголовного розыска тут же нагрянули в аукционный дом, но картины там уже не было. Представители организации сообщили, что картину на торги привез антиквар Андрей Бенюх, который, в свою очередь, пояснил полицейским, что взял холст в галерее «Артефакт» на Пречистенке у своего друга Максима Шарикова.
— Максим арендует часть галереи более двух лет. Я знал, что у него более года там продается картина Левитана, и предложил ему попробовать продать ее на аукционе за 2 миллиона 900 тысяч рублей, однако на торгах полотно никто не купил, и я его вернул хозяину, а объявление с ценником 2 миллиона 600 тысяч рублей осталось на сайте аукциона, — пояснил Бенюх.
Сам Шариков рассказал, что является дилером и купил картину в ломбарде на Арбате за 1 миллион 100 тысяч рублей (начальная сумма на торгах была 900 тысяч рублей) и хотел перепродать работу Левитана дороже.
Параллельно правоохранители взяли объяснение у Людмилы Шариной, которая, рассказав то же, что и владелец холста Чвала, добавила, что Александр Бородин забрал картину почти сразу, около года назад, и все время был на связи.
— Он сначала ссылался на проблемы с банком, а потом уверял, что вернет либо деньги, либо картину. Последний раз он мне позвонил 18 апреля 2019 года и сказал, что крайний срок возврата денежных средств — 29 апреля, — рассказала Людмила Петровна.
Но ждать указанного срока никто, естественно, не стал. Сыщики угрозыска уже связались с Александром Бородиным, который пояснил, что находится не в Москве и готов дать подробные пояснения. Кроме того, в скором времени полицейские получат данные о тех, кто передал картину в ломбард. Пока единственной зацепкой является некий 26-летний уроженец Краснодарского края Михаил, который присутствовал при написании расписки о получении картины от Людмилы Шариной со стороны Александра Бородина.
ЧТО ПОХИЩЕНО
Небольшой летний пейзаж в увесистой позолоченной раме написан, как считают эксперты, в конце 1880-х — 1890-е, то есть примерно за 10–15 лет до смерти мастера. Подписи на работе нет, однако авторство подтвердили специалисты: Александр Киселев из ВХНРЦ им. ак. И.Э.Грабаря (экспертиза от 6 декабря 2018 г.) и Галина Чурак, завотделом живописи 2-й половины XIX — начала ХХ веков Государственной Третьяковской галереи (заключение от 28 сентября 2017 года).
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Директор аукционного дома «Литфонд» Сергей БУРМИСТРОВ:
— У картины есть законный владелец, который подписал с нами договор и декларировал, что картина принадлежит ему на законных основаниях и ни под какими обременениями не состоит. Поэтому для нас в рамках законодательства РФ он единственный владелец этой вещи. Человек, который декларировал себя владельцем в правоохранительных органах, к нам не обращался. Мы передали копию договора в правоохранительные органы. Когда все претензии будут очищены, тогда работа перейдет новому владельцу. У НИНЭ нет никаких оснований для владения картиной. А вообще ситуация с оборотом картин в России сегодня такова, что ни у кого нет никаких документов, свидетельствующих о собственности. Есть только договор между аукционом и владельцем, который подтверждает, что владеет картиной на законных основаниях. После этого только суд может решить, кто владелец. Для нас вопрос очевиден: на каждом аукционе появляются несколько сомнительных личностей, которые начинают утверждать, что та или иная вещь принадлежит им. Как правило, это ничем не заканчивается, потому что у этих личностей нет никаких юридических оснований на подобного рода заявления. Почему этот непонятный случай раздулся в мировой пожар, я не понимаю.
Кто бы ни оказался истинным владельцем работы, возникает еще один вопрос: как картина, которую продали за сравнительно небольшие деньги в ломбард, могла уйти за миллионы на аукционе? Тем более что в ломбард она попала не из сундука бабушки, а из рук понимающих в искусстве и его оценке людей…