12 апреля коллегия Нижегородского областного суда оставила без изменений приговор райсуда Нижнего Новгорода в отношении бывшего мэра города Олега Сорокина и экс-полицейских Евгения Воронина и Романа Маркеева. Их обвиняли в похищении человека и превышении полномочий при расследовании заказного покушения на убийство.
За скобками судебного процесса остались личности людей, заказавших убийство Олега Сорокина. Адвокатам раз за разом отказывали в ходатайствах о приобщении к делу материалов из приговора братьям Дикиным. Кто же они, эти люди, осужденные за заказное убийство, отбывшие длительные сроки в местах лишения свободы, не погнушавшиеся прийти в райсуд на оглашение приговора, чтобы увидеть, как правосудие добивает человека, на которого 16 лет назад было совершено покушение? Давайте проясним этот вопрос, опираясь, в том числе, на установленные судом обстоятельства (цитаты приведены из приговора суда, вступившего в законную силу, утвержденного Верховным судом РФ).
С ответственных постов
Михаил Дикин в 2002-2003 годах был не просто бизнесменом, вторым (совместно с Олегом Сорокиным) фактическим собственником ЗАО «Нижегородский завод «Старт» и ряда других коммерческих организаций, расположенных на площадке бывшего завода «Старт», он был заместителем председателя Законодательного Собрания Нижегородской области, человеком, который должен бы не только сам соблюдать законность, но и писать законы для других. Однако, имея высоких покровителей, он, видимо, решил, что закон не для него писан.
Впрочем, всем, кто в те годы знал Михаила Витальевича, был известен его горячий нрав. Он мог наброситься на человека, подрезавшего его на дороге и выстрелить ему в лицо из газового пистолета (судя по приговору суда был и такой случай). Что может ждать человека, который встал ему поперек пути в бизнесе?
Вердиктом коллегии присяжных и приговором суда от 4 августа 2006 года Михаил Дикин признан виновным в организации убийства и в личном участии в покушении на убийство Олега Сорокина из корыстных побуждений.
Сообщником Михаил выбрал своего родного брата Александра. Офицер милиции, начальник штаба Приокского РУВД, он, казалось бы, должен был с еще большим пылом стоят на страже закона. Но, судя по всему, от борца с преступностью до преступника шаг очень невелик.
Судом установлено (из приговора):
В первой половине 2003 года для того, чтобы устранить Сорокина О.В. как собственника и завладеть всеми активами ЗАО «Нижегородский завод «Старт» и ряда других коммерческих организаций, расположенных на площадке бывшего завода «Старт», между Дикиным М.В., являющимся вторым фактическим собственником в этих организациях, и его братом Дикиным А.В. была достигнута договоренность о лишении жизни Сорокина О.В., был разработан план лишения его жизни, затем путем уговоров и обещаний получения материальной выгоды были приисканы исполнители лишения его жизни, а также распределены и согласованы между ними роли.
Подготовка к убийству
А далее началась подготовка к убийству. Сухие строки судебных документов не раскрывают всех мотивов и обстоятельств превращения законодателя и защитника правопорядка в преступников. На бумаге лишь зафиксировано, как готовилось покушение. За полгода до попытки убийства Михаил Дикин уже решил оборвать жизнь своего бизнес-партнера, но при этом встречался с ним, общался, вел общие дела. А тем временем его брат доставал оружие для киллеров.
Судом установлено
Для реализации этого плана в июне 2003 года в Москве у гр. Белых за 1000 долларов США был приобретен автомобиль марки ВАЗ-2106.
Дикин А.В. также приискал автомат АК-74 калибра 5,54 мм и боеприпасы к нему, которые незаконно перевозил в служебном автомобиле ГАЗ-3110, являющимся имуществом ГУВД Нижегородской области и не подлежащем досмотру, и хранил до декабря 2003 года.
Как установлено приговором, заказчики убийства тщательно выбрали место для покушения. Безлюдное и подальше от посторонних глаз, чтобы, если киллеры промахнутся, Олегу Сорокину никто не мог вызвать «скорую».
Судом установлено
Для внезапного нападения с учетом удаленности от трассы и малой вероятности встретить посторонних, а также исключения возможности оказания квалифицированной медицинской помощи Сорокину О.В. было выбрано безлюдное место у дороги, ведущей от автомобильной дороги Нижний Новгород – Касимов к дачному кооперативу «Приозерный» Богородского района Нижегородской области, где расположено место жительства (загородный дом) Сорокина О.В. и членов его семьи.
Лично руководил расстрелом
Но одной только подготовки братьям Дикиным было не достаточно. Они решили лично проконтролировать киллеров. Милиционер Александр Дикин подвез убийц к месту покушения, а политик и бизнесмен Михаил Дикин следил за машиной Олега Сорокина и передавал координаты киллерам через своего брата.
Судом установлено
1 декабря 2003 года около 19 часов 50 минут согласно разработанному плану вооружившись автоматом АК-74, на автомобиле ВАЗ-2106 Дикин А.В. и киллеры (лица, согласившиеся лишить жизни Сорокина О.В.) прибыли в заранее подготовленное безлюдное место рядом с автодорогой, ведущей от трассы Нижний Новгород – Касимов в кооператив «Приозерный» Богородского района Нижегородской области, а Дикин М.В., скрытно следуя на автомобиле за автомашиной Сорокина О.В., с помощью средств мобильной связи неоднократно осуществлял передачу информации Дикину А.В., а тот, в свою очередь, передавал ее киллерам (лицам, согласившиеся лишить жизни Сорокина О.В.) в период следования Сорокина О.В. на своем автомобиле марки «Мерседес» по городу Нижнему Новгороду, а также по Богородскому району Нижегородской области вплоть до поворота а поселок «Приозерный».
Около 21 часа 1 декабря 2003 года, следуя на автомашине за автомобилем Сорокина О.В., Дикин М.В. по телефону передал сообщение Дикину А.В. о приближении автомобиля Сорокина О.В. к повороту на поселок «Приозерный» за несколько минут до подъезда Сорокина О.В. к месту нападения.
Неудачный расстрел
При всей этой заблаговременной подготовке, покушение оказалось неудачным. Киллеры расстреляли машину, но Олег Сорокин чудом остался жив. И даже смог добраться до своего загородного дома, откуда был доставлен в областную больницу им. Семашко. Врачи спасли ему жизнь.
Судом установлено
В момент появления его автомобиля у места нападения в Сорокина О.В. было произведено 16 выстрелов из автомата АК-74, в результате которых Сорокину были причинены телесные повреждения в виде трех ранений левой половины грудной клетки, два из которых имели проникающий характер, проникали в левую плевральную брюшную полость с повреждением диафрагмы селезенки, мышц спины, с наличием крови в плевральной и брюшной полости, а также повреждения головы в виде множественных точечных ран и ссадин лица и волосистой части головы, причинившие по заключению судебно-медицинской экспертизы тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Несмотря на полученные ранения, Сорокин О.В. смог доехать на своем автомобиле до дачного кооператива «Приозерный», после чего был доставлен в г. Нижний Новгород и госпитализирован в хирургическое отделение Нижегородской областной клинической больницы им. Н.А. Семашко, где ему своевременно была оказана квалифицированная медицинская помощь, вследствие чего смерть последнего не наступила.
Замести следы
Оружие киллеры бросили на месте покушения, а автомобиль ВАЗ-2106 оставили в поселке Окский. Его нужно было перегнать и спрятать. Вот тут на сцену выходят бывшие охранники Михаила Дикина Новоселов и Шишкин. Именно им было поручено забрать автомобиль, брошенный киллерами.
Судом установлено
После произведенных выстрелов на месте покушения на Сорокина О.В. был оставлен автомат АК-74 кал. 5,45 мм, а автомобиль марки был укрыт.
8 декабря 2003 года Дикин М.В. дал устное указание найти в поселке Окский Богородского района оставленный там после покушения на лишение жизни Сорокина О.В. автомобиль марки ВАЗ-2106, которое было выполнено при содействии Дикина А.В.
Одни искали убийц, другие – запугивали свидетелей
Покушение на Олега Сорокина всколыхнуло весь город. Даже в дикие девяностые такие дерзкие преступления были редкостью. От оперов требовали раскрыть дело как можно быстрее. Рассматривались разные версии. Но прорыв наступил, когда сотрудники милиции получили информацию о людях, забиравших машину в поселке Окский. Так опера вышли на Новоселова и Шишкина. Однако, охранники М. Дикина боялись своего работодателя как огня. Вот тогда-то и понадобился тот самый оперативный эксперимент, за проведение которого осудили Воронина, Маркеева и Сорокина.
После него братья Дикины встретили Новоселова и Шишкина на узкой тропинке и, судя по приговору суда, потребовали, угрожая убийством, отказаться от показаний против них. Конечно, подчиненные, зная, на что способен их хозяин, пошли на попятную.
Судом установлено
Вердиктом коллегии присяжных заседателей Дикин М.В. и Дикин А.В. признаны виновными и в том, что в начале апреля 2004 года на площадке у дома № 17 по ул. Карла Маркса в районе Мещерского озера г. Н. Новгорода Шишкину Е.П. и Новоселову А.В. они совместно высказали угрозу лишить их жизни, которую Шишкин и Новоселов восприняли реально, с той целью, чтобы Шишкин и Новоселов дали ложные показания, необходимые Дикиным М.В. и А.В. по уголовному делу по факту попытки лишения жизни Сорокина О.В.
Исходя из установленных обвинительным вердиктом обстоятельств уголовного дела, действия Дикина М.В. и Дикина А.В. суд квалифицирует по ст. 119 Уголовного кодекса РФ, то есть как угрозу убийством, так как имелись основания опасаться этой угрозы.
Угроза убийством, высказанная Дикиным М.В. и Дикиным А.В. Шишкину Е.П. и Новоселову А.В. в виде фраз «свидетелей мы убираем, до суда у нас свидетели не доживают», с учетом личности Дикиных, информации, которой обладали Шишкин и Новоселов, что Дикины причастны к покушению на убийство Сорокина, их должностного положения на тот момент, места, куда были вывезены Шишкин и Новоселов, самого восприятия Шишкиным и Новоселовым реальности этой угрозы, что следует из показаний Шишкина на предварительном следствии и в суде, показаний Новоселова на предварительном следствии позволяет суду сделать вывод о том, что угроза убийством в отношении Шишкина и Новоселова была реальной, и у них были все основании опасаться этой угрозы.
Возмездие
Однако, следствие уже вышло на правильную версию. Оперативники собрали достаточно доказательств для того, чтобы обойтись без показаний Новоселова и Шишкина. Дело было передано в суд.
Судом установлено
Исходя из установленных обстоятельств, суд действия подсудимого Дикина М.В. квалифицирует по ст. ст. 33 ч. 3, 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. «з» Уголовного кодекса РФ, то есть как руководство и участие в организации покушения на убийство – умышленного причинения смерти другому человеку, по квалифицирующим признакам из корыстных побуждений.
Действия подсудимого Дикина А.В. суд квалифицирует по ст. ст. 33 ч. 5, 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. « з» Уголовного кодекса РФ, то есть как пособничество в участии в покушении на убийство – умышленное причинение смерти другому человеку, по квалифицирующим признакам из корыстных побуждений.
В итоге суд приговорил Михаила Дикина к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, а его брата Александра – к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Впоследствии срок наказания Дикину А. В. был изменен и ему было назначено к отбытию 14 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставлен без изменения и утвержден Верховным Судом Российской Федерации. В настоящее время данный приговор остается в законной силе.
Опера осуждены за раскрытие покушения, а жертва – за помощь следствию
Судя по поведению братьев Дикиных, в содеянном они не раскаялись. Необходимо отметить, что они до сих пор заявляют о своей невиновности, считают обвинение сфабрикованным и рассчитывают на отмену приговора. Михаил Дикин присутствовал на оглашении приговора Сорокину и операм, которые его расследовали. Правда, по всей видимости, чувствовал себя он не очень комфортно среди людей, которые пришли поддержать Олега Сорокина, Евгения Воронина и Романа Маркеева. Но не смотря на то, что его, как Новоселова, не охраняли майоры в балаклавах, никто не сказал ему ни слова.
Судя по поведению Михаила Дикина, складывается впечатление, что он пытается взять реванш, вернуться к активной деятельности. Возможно его не оставили его высокопоставленные покровители. Иначе зачем бы его пригласили на 25-летие городской Думы Нижнего Новгорода и Законодательного Собрания Нижегородской области? Только времена нынче не те. Есть надежда, что реванш не удастся.