Российские авиакомпании в прошлом году перевезли более 116 миллионов человек. Иностранные перевозчики в России — чуть меньше. Всего же услугами российских авиапортов воспользовались за год почти 200 миллионов человек. На четверть больше, чем в России проживает. Чтобы перевести такое количество людей, выполнены сотни тысяч авиарейсов, приняты и отправлены в полет тысячи и тысячи самолетов. И все их надо было заправить. Треть объемов авиакеросина было поставлено компанией «Роснефть Аэро». На днях эта компания отметила своеобразный юбилей — заправила 20-миллионную тонну авиакеросина с начала своей деятельности в 2008 году. Произошло это в Москве, в аэропорту Шереметьево. Корреспондент «МК» присутствовал на знаменательной заправке.
Попасть журналистам на летное поле известного на весь мир аэропорта в момент подготовки лайнера в полет оказалось делом непростым. Пришлось пройти тройной контроль. Столько же раз проверили ручную кладь и телевизионное оборудование. А потом еще несколько инструктажей от специалистов авиационной безопасности. И вот группа журналистов в желтых жилетах (оказывается, без них на летном поле нельзя) у «юбилейного» потребителя топлива «Роснефть Аэро».
Повезло самолету Airbus А-321 компании «Аэрофлот» рейса Москва-Лондон. В присутствии журналистов он принял на борт 14,5 тонны авиакеросина, в том числе юбилейную — 20-миллионную.
Весь процесс занял порядка 15 минут. При этом специалисты продемонстрировали преимущества заправки через гидрантную систему, по сравнению с традиционной заправкой с помощью автомобилей-топливозаправщиков.
Гидрантная система заправки в Шереметьево — гордость «Роснефть Аэро». Эта система представляет из себя 17-километровую сеть подземных трубопроводов и резервуаров, почти 190 колодцев-гидрантов, расположенных у мест стоянки воздушных судов, а также парк небольших спецавтомобилей-диспенсеров. Эти оборудованные по последнему слову техники авто стали выгодной альтернативой громоздким топливозаправщикам, которые проигрывают гидрантной системе по целому ряду показателей. Например, по скорости. То есть сначала эти тонны авиакеросина нужно закачать в автотанкер, затем с малой аэродромной скоростью накрутить круги вокруг взлетно-посадочной полосы, аккуратно и осторожно подъехать к заправляемому борту и начать перекачку топлива. И еще не факт, что одного рейса топливозаправщика будет достаточно. Ведь порой приходится заправлять в большие авиалайнеры по 150–170 тонн топлива за один раз. Это если он готовится лететь, к примеру, без промежуточных посадок в Америку.
С гидрантной системой все иначе. Топливо под давлением в десять атмосфер подается непосредственно к месту стоянки самолета. Юркий автомобиль-диспенсер становится прямо под крылом лайнера, присоединяет одну трубу к гидранту, а вторую — к разъему на крыле. И все — заправка началась. И ограничений по объему заправки нет — хоть 100 тонн, хоть 200.
Как рассказал журналистам заместитель генерального директора «Роснефть Аэро» по производству Никита Дружинин, скорость заправки с помощью гидрантной системы — примерно 1000 литров в минуту. В функции экипажа диспенсера входят контроль качества топлива на заключительном этапе, учет заправляемого керосина — сколько залили в самолетные баки. Кроме того, умная машина позволяет снизить давление при заправке с десяти атмосфер — примерно до трех. Это необходимо, чтобы избыточным давлением не повредить топливную систему самолета.
У гидрантной системы эффективность по заправке воздушных судов до 30% выше, чем при использовании топливозаправщиков. Весомый аргумент в пользу развития таких систем.
О масштабах деятельности «ТЗК Шереметьево» говорит, к примеру, такой факт: ежегодный объем поставляемого авиакомпаниям топлива — более 1 миллиона тонн. Это на 40% выше потребностей в авиатопливе ряда международных аэропортов Европы. Поставки дочерней компании «Роснефть Аэро» позволяют обеспечить в год около 150 тысяч вылетов или более 400 самолетов в сутки. В час — 10–15 воздушных лайнеров. Такие показатели сопоставимы по объемам и интенсивности с деятельностью крупнейших европейских авиагаваней, например, с авиахабом в Дюссельдорфе.
Система централизованной заправки самолетов «ТЗК Шереметьево» — самая большая в России. Общая длина топливопроводной системы — более 42 км.
Но организовать хранение и подачу топлива к самолету — только полдела. Главное — обеспечить надлежащий контроль качества авиакеросина. Для этого создана многоступенчатая система контроля, включая уникальную лабораторию. Ежегодно ее специалисты проводят 4500 операций по контролю качества авиатоплива. Каждый анализ — это до 15 тестов по различным показателям качества.
Лаборатория оснащена самым современным оборудованием, некоторое является уникальным. Например, анализатор термоокислительной стабильности авиатоплива в динамических условиях. Подобных приборов в России единицы. Одна из особенностей анализатора — прибор в реальном времени имитирует работу топливной системы воздушного судна.
Как рассказали журналистам в компании, всего топливо от завода-производителя и до заправки в баки самолета проходит шесть уровней контроля.
Кстати, технологическая цепочка движения топлива на ТЗК включает в себя и многоступенчатую систему фильтрации и водоотделения. При этом тонкость фильтрации уменьшается с 15 до 1 микрона (толщина человеческого волоса 80–110 микрон).
«ТЗК Шереметьево» — ключевой актив «Роснефть Аэро», но далеко не единственный. Дочерняя компания «Роснефти» производит заправку в 44 российских и зарубежных аэропортах. География самая обширная. Только в России компания работает в 37 аэропортах, включая Шереметьево, Внуково, Домодедово, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Анапу, Иркутск, Якутск, Владивосток, Южно-Сахалинск.
О планах по дальнейшему развитию компании рассказал ее генеральный директор Кирилл Молоденков. В «Роснефть Аэро» трудится более 1700 человек. В ее составе 17 дочерних и курируемых обществ, пять филиалов и семь обособленных подразделений. В год специалисты компании осуществляют около 200 тысяч заправок. Среди клиентов — более 100 российских и зарубежных авиакомпаний. В 2018 году реализовано непосредственно при заправке самолетов в аэропортах суммарно 2 млн 300 тыс. тонн авиационного керосина.
В первом квартале 2019 года компания на 9% увеличила объем реализации конечным потребителям топлива при заправке самолетов «в крыло». Кроме того, за три месяца реализовано почти 800 тыс. тонн авиакеросина, что на 5,2% больше, чем в первом квартале 2018 года. Основной прирост объемов дали такие аэропорты, как Шереметьево, Пулково (Санкт-Петербург) и Пашковский (Краснодар).
Девять нефтеперерабатывающих заводов компании произвели и продали в прошлом году более 3,5 млн тонн авиатоплива. Таким образом, «Роснефть» занимает свыше 32% рынка авиационного топлива в Российской Федерации.
Выйдя за десять лет на такие показатели на российском рынке услуг по производству и реализации авиатоплива, «Роснефть» на этом останавливаться не намерена. Компания работает в аэропортах Монголии (Улан-Батор) и Грузии (Тбилиси, Батуми и Кутаиси). А с начала 2019 года представлена в трех аэропортах Германии — Мюнхене, а также берлинских Тегель и Шенефельд. За первые три месяца 2019 года Rosneft Deutschland поставила клиентам 74,5 тыс. тонн авиатоплива. Принадлежащий компании нефтеперерабатывающий завод PCK в Бранденбурге производит в год около 300 тыс. тонн авиакеросина. Всего же «Роснефть» является акционером трех нефтеперерабатывающих заводов на территории Германии.
По словам Кирилла Молоденкова, вписаться в устоявшийся европейский рынок авиауслуг — дело не простое с учетом иного законодательства, требований и пр. Но высокое качество топлива, технологические возможности и уровень организации работ позволяют рассчитывать на расширение присутствия российских поставщиков в Германии и на европейском рынке. «Наше топливо ТС не то что не уступает, а превосходит иностранные сорта. Мы будем наращивать наши продажи «в крыло», — отметил гендиректор.
Есть у компании виды и на развитие авиатопливного бизнеса и в других регионах мира. По словам руководителя, работа идет. Выбираются наиболее оптимальные формы взаимодействия с иностранными операторами.
Для авиасервиса фактор времени — один из главных. Чтобы сократить время обслуживания воздушного судна, «Роснефть Аэро» одна из первых на российском рынке ввела единую систему электронного документооборота. Теперь заправщики получают необходимую информацию от диспетчеров и командиров экипажей в режиме онлайн.
К инвестициям в новые проекты, как рассказал гендиректор «Роснефть Аэро», компания подходит рационально.
«Компания подходит очень тщательно к выбору инвестпрограмм. Принцип рациональный — нужно тратить эффективно. Наше основное направление — модернизация мощностей», — говорит Кирилл Молоденков.
По его словам, компания внимательно следит за потребностями российского и зарубежного рынка в авиатопливе и готова в случае необходимости быстро нарастить объемы его производства и поставки. Наиболее выгодны для ведения бизнеса, считает гендиректор, долгосрочные контракты. Они позволяют компании чувствовать себя уверенно и нивелировать скачки конъюнктуры.
В качестве примера он привел заключенный контракт с «Аэрофлотом». Авиакомпания законтрактовала 990 тыс. тонн авиатоплива для заправки своих воздушных судов в Шереметьево. Всего же заправку воздушных судов «Аэрофлота» и его партнеров «Роснефть Аэро» осуществляет в 17 аэропортах России, в том числе Кольцово (Екатеринбург), Кневичи (Владивосток), Емельяново (Красноярск).
Говоря о перспективах расширения компании на российском авиарынке, Кирилл Молоденков сказал, что компания не фокусирует свое внимание только на самых крупных аэропортах: «Мы не фокусируемся на топ-20 или топ-30 аэропортов. Смотрим на каждый аэропорт в отдельности. Важно развитие региональной авиации, небольших локаций. В том числе и с точки зрения социальной. Разрабатываются комплексные программы присутствия в том или ином регионе».
Конкуренция на рынке услуг по производству и реализации авиатоплива жесткая. Но, по словам Кирилла Молоденкова , компания к ней готова. Главный аргумент, по его словам, — «замечательная команда, гибкие подходы и уникальные технические возможности, способные покрыть потребности партнеров, даже если они вырастут в аэропорту Шереметьево в 1,5–2 раза».
Так что можно быть уверенным, что первый 20-миллионник компании «Роснефть Аэро» — это только начало.