Россияне празднуют День воскресения Христова все последнее тысячелетие, не пожелав отказаться от этой привычки и в самые глухие атеистические времена эпохи СССР. При таком раскладе мы, казалось бы, должны знать о Пасхе всё. Однако могу поспорить, что это не так. Известно ли вам, к примеру, кто такие волочебники, зачем девушки впрыгивают в паневу, а парни ударяют их по коленке веточкой вербы? Или как превратить пасхальное яйцо в оберег и с его помощью потушить пожар? С этими и другими «изюминками» праздника Светлого воскресения, имеющимися едва ли не в каждом регионе нашей страны, «МК» накануне Светлого дня познакомила профессор кафедры народно-художественной культуры Московского государственного института культуры Надежда БУЛАТОВА.
Если главное торжество в западном мире – Рождество, то любимый праздник на Руси — Пасха. К этому дню загодя готовится вся страна: в домах затевается генеральная уборка; на кухнях пекутся куличи, творятся творожные пасхи и красятся яйца. Складывается и особая духовная атмосфера: люди постятся, навещают могилы близких. Но как Пасха на Руси традиционно имеет массу разных названий – Воскрешение господне; Светлая Пасха; Пасха Христова; Великий день и т. п. — так не счесть у нас и разных традиций ее празднования, отмечалось на проведенной в канун Светлого праздника в МГИК научной конференции «Традиционное культурное наследие регионов России».
– В старину считалось, что празднование Пасхи проходит сразу в трех мирах: в царстве божьем, в мире живых и в мире мертвых,- рассказывает специалист.- Отсюда обычай ходить в этот день на кладбище и оставлять на могилах угощение умершим: те, дескать, придут посмотреть, как дела у живых, разговеются оставленными им яйцами и куличами, а там и помогут обеспечить благополучие семей живых. В Рязанской области, например, по обычаю трижды обкатывают яйцом могилу, а затем там же его крошат или закапывают. А в Нижегородской области полагалось, истопив под Пасху баню, попариться там самим, а затем поддерживать пар и оставить веники, чтобы попарились умершие предки. В тех же областях возле домов на Пасху жгли костры, чтобы согреть умерших.
Был в Рязанской области и особый обряд: впрыгивание в паневу. В отличие от распространенных на севере сарафанов, рязанки носили паневы — длинную одежду с запахом. Вот в это-то одеяние девушке и надо было вскочить. Происходило это так. Крестная или брат девушки держали паневу и приговаривали: «Впрыгни! Впрыгни!». Девушка же в это время бегала по лавке в одной рубашке, приговаривая: «Не впрыгну! Не впрыгну!» Но затем все же давала себя «уговорить» и впрыгивала в паневу. Прошедшие этот обряд считались взрослыми (обычно это происходило, когда им было 14 лет) и могли участвовать в гуляниях и считаться невестами. По сути дела обряд впрыгивания в паневу и был смотром невест.
В Брянской области ту же роль выполнял хоровод (здесь он назывался карагодом). В два первых пасхальных дня в карагодах вместе с девушками участвовали и мужчины, переодевшиеся стариками, и там-то они и высматривали себе невест. Другая местная традиция — качели. Парни сажали на них двушек, и ударив одну из них по коленке веточкой вербы, обозначали тем самым серьезность своих намерений. Девушки же должны были прийти в одежде, сшитой своими руками — чтобы показать парням, какие они рукодельницы и какими станут прекрасными женами. Была даже присказка: «Повесили качели – сначала покачаешься, потом повенчаешься».
Во Владимирской и Московской областях на пасху делались особые украшения из соломки и цветных бумажек — фонарики. Их подвешивали к потолку, а внутрь «на счастье» клали пустую скорлупу от крашеных яиц. Бумагой с вырезанными узорами там также украшали божницы и окна. А во Владимирской области еще любили катать яйца по специальному желобу, положенному во дворе. Побеждал тот, у кого яйцо катилось дальше. Катали здесь яйца и по голове, приговаривая: «Сколько волос на голове — столько было бы курочек и яичек!» А в Чистый четверг пекли «четверговую соль»: это был оберег, который потом долго хранили, а захворавшим прикладывали в мешочке к больному месту.
В Москве до революции в Великую ночь была традиция поклониться чудотворной Иверской иконе у Воскресенских ворот Кремля. Ну а богатые купцы заказывали доставку этой иконы к себе на дом. И ее привозили им на шестерке лошадей! На Пасху москвичи ходили друг к другу в гости после ночной службы, затем немного отдыхали, а после 11:00 возобновляли визиты. А ближе к вечеру ходили на гуляния и пасхальные ярмарки. Кстати, именно в Москве появилась первая в России пасхальная поздравительная открытка: это случилось в 1897 году.
В ряде регионов на Пасху был волочебный обряд — приход волочебников, ходящих по домам с поздравлениями и, как считалось, приносящих удачу. Волочебники громко славили Христа, а хозяева одаривали их крашеными яйцами и монетами, ведь на не одаривших волочебники могли наслать беду. При этом если сталкивались две группы волочебников, то конкуренты не ругались и не дрались, а принимались загадывать друг другу загадки. Победитель оставался и забирал себе все дары, а проигравшие уходили искать счастья в другом месте. Широко был распространен и обычай освещать вербу, а затем хлестать ею друг друга, а заодно и скот — считалось, что это принесет здоровье. Хлестали друг друга вербой и молодые чтобы сохранить свою любовь.
Отдельная тема – пасхальные крашеные яйца. Яйцо на Руси всегда считалось символом плодородия и зарождения жизни. По этой причине пасхальные яйца играли роль оберегов и долго хранились после праздника. Считалось, что если пасхальное яйцо носить в кармане, оно сбережет от порчи и нечистой силы, а чтобы охранить от пожаров, его надо было хранить за иконами. Если же пожар все же случился, надо было перекинуть яйцо через крышу – и огонь должен был угаснуть.
Красный цвет яйца символизировал кровь Христа. Поэтому яйца на Руси, как правило, красились луковой шелухой и были красными. Разноцветные, расписные яйца – сравнительно недавнее изобретение. Однако кое-где они появились давно. К примеру, у казаков пасхальные яйца издавна красили в красный, голубой и зеленый цвета (кстати, Пасху казаки праздновали не 8 дней, как остальные россияне, а все 40). В Белгородской же области перед варкой к яйцу прилепляли листок березки или веточку петрушки, затем плотно заворачивали в тряпочку и кипятили вместе с луковой шелухой. И на красном фоне появлялся красивый отпечаток.