В праздники Крым посетила очередная международная делегация, в которую вошли общественные деятели из США, Великобритании, Швеции, Израиля и Непала. Пробыв на полуострове несколько дней, общественники решили, что санкции против России несправедливы. Впрочем, никакие санкции не могут помешать экономическому развитию региона. Недавно в Крыму проходил очередной Ялтинский международный экономический форум. Постпред Крыма при Президенте России Георгий МУРАДОВ рассказал «МК», чего удалось добиться на полуострове за пять лет вхождения в состав России. По его словам, на международной арене еще предстоит проделать большую работу в сфере признания суверенитета Москвы над полуостровом, однако в самом Крыму прогресс заметен невооруженным глазом.
— Насколько эффективен Ялтинский международный экономический форум (ЯМЭФ) с точки зрения привлечения инвестиций, в том числе зарубежных? Какие проекты уже удалось реализовать или начать реализовывать с его помощью?
— Впервые ЯМЭФ собрался в 2015 году, а в 2019 году он прошел уже в пятый раз. Изначально его целью было привлечение внимания мирового сообщества к российскому Крыму, чтобы люди могли на собственном опыте убедиться в том, что полуостров живет мирной и гармоничной жизнью без всякой аннексии и оккупации и открыт для различных экономических проектов. Думаю, что с этой задачей мы справились.
В 2015 году в мероприятии приняли участие около 600 человек, в том числе 12 представителей иностранных государств. В 2019 году участников было уже 4,5 тысячи человек более чем из 80 стран. К сожалению, гостиница «Мрия» не может вместить еще больше людей, поэтому мы подошли к тому моменту, когда тема строительства конференц-центра становится весьма актуальной.
В Крым ездят с удовольствием, и мы видим, что с каждым годом интерес к нему растет. Ежегодно мы принимаем не меньше 150 иностранных делегаций. Можно сказать, что в 2014 году Крым стал точкой геополитического разворота, а в 2019 году он превратился в точку геополитического интереса.
В этой связи ЯМЭФ приобрел не только экономическое значение, но и очень большое политическое измерение. Конечно, на полях форума мы общаемся с инвесторами и заключаем с ними контракты. Большая их часть приходится на российских предпринимателей. Если появляются иностранцы, они не хотят публичности, чтобы не попасть под санкции. Из реализованных проектов можно отметить недавно завершившееся строительство аэропорта, в работе над которым принимали участие компании из Китая, Южной Кореи и других зарубежных стран.
Важной отраслью для Крыма является виноделие. На полуострове отличные условия для выращивания лучших сортов винограда. Практически нигде в России нет более подходящего для этого места. Не секрет, что среди виноградных хозяйств есть десятки созданных при участии наших партнеров из Франции, Италии и других стран Евросоюза. Из-за санкций они не привлекают к себе внимания, но работа движется.
На ЯМЭФ возлагается и гуманитарная миссия. Например, в рамках форума проходят заседания Международной ассоциации друзей Крыма. В ней состоят представители почти 40 стран, и их количество растет. Для нас это важно, так как друзья Крыма на постоянной основе осуществляют распространение объективной информации о полуострове. И нам есть о чем рассказывать. Мы показываем Крымский мост, построенный за 22 месяца, новый терминал Симферопольского аэропорта, возведение республиканской клинической больницы имени Семашко, модернизированные санатории, новые и обновленные старые дороги… Скоро мы проложим трассу «Таврида» и завершим железнодорожный мост через Керченский пролив. Рассчитываем, что это привлечет в регион больше туристов.
Отдельным направлением в работе ЯМЭФ стало обсуждение санкционного противостояния. Участники форума подтвердили, что Европа устала от санкций. Метод экономического давления на государства является губительным для политических отношений и ведет в тупик. Санкции наращивают для того, чтобы задушить и разрушить страну. В эпоху высокотехнологичных вооружений это очень скользкая дорога, которая ведет к конфронтации и военно-политическим кризисам, особенно если «удушение» применяется к такой стране с ядерным потенциалом, как Россия.
Большой интерес на форуме вызвала сирийская секция. Нашим партнерством с сирийцами заинтересовались представители бизнеса из стран Евросоюза, особенно тех, которые вкладывались в арабскую республику до войны. Они хотят вернуться, но опять же боятся американской санкционной «дубины». В этом смысле европейским инвесторам, желающим снова вложиться в Сирию, интересны крымско-сирийский торговый дом и крымско-сирийская судоходная компания. Они хотят работать с Дамаском через эти структуры.
— США и страны Евросоюза занимают довольно консолидированную позицию по вопросу Крыма: признавать его российским они не хотят и санкции снимать тоже не будут. А как обстоят дела с членами СНГ, Евразийского экономического союза и так далее?
— Во-первых, никто не просит признавать Крым, так как он не является независимым государством. Независимость Крыма в 2014 году уже признала Россия, после чего по итогам референдума независимая республика по ее просьбе была принята в состав России с учетом угрозы войны и этнической чистки со стороны украинских нацистов. Именно в связи с этим было принято решение о воссоединении с полуостровом. Таким образом, говорить о «признании» Крыма юридически неправильно. Правильнее говорить о признании территориальной целостности России и ее суверенитета над Крымом. Те, кто уклоняется от того, чтобы признавать Крым неотъемлемой частью России, де-факто не признает территориальную целостность нашей страны. И это прежде всего должны учитывать те страны, которые относят себя к нашим друзьям и союзникам. Иначе возникает политически абсурдная ситуация. Если ты состоишь в ОДКБ, как ты можешь не признавать территориальной целостности своего главного союзника, стержня всей этой военно-политической конструкции? А как этого может не делать одна из частей Союзного государства? Получается, не признается собственная территориальная целостность. Это было бы лишено всякой логики.
Что касается обсуждения принадлежности Крыма на международных площадках, в первую очередь в ООН, то нужно прямо говорить нашим друзьям и партнерам, что они должны поддерживать нашу позицию, а не воздерживаться или вообще уходить из зала во время голосования. Сейчас консолидированная группа западных государств больше, чем Россия со своей группой поддержки. Все воздерживающиеся фактически голосуют против Москвы, а таких подавляющее большинство. В общих чертах голосование выглядит примерно так: 30 государств за нас, около 70 против, а еще почти сотня воздерживается. Эта нейтральная часть должна определиться. Она не согласна с тем, как ведет себя Запад в отношении Украины и Крыма, но напрямую выступать боится, так как США проводят безумную политику громящего вокруг себя всех несогласных.
Поэтому с неопределившимися странами приходится настойчиво работать, доказывая им несправедливость происходящего. Например, зарубежные делегации в Крым приезжают не просто так. Они общаются с крымскими татарами, украинцами, представителями общественных организаций. В резолюциях недоброжелателей говорится, что практически всех крымских татар истребили, украинцев подавили, везде стоят танки, а выжившие ходят под дулом пистолетов… Чем больше к нам приезжает гостей, тем больше людей убеждается в том, что все это вранье.
Правда, некоторые демонстрируют «нестандартный подход». Например, представители ОБСЕ и Совета Европы говорят, что готовы приехать, но только с территории Украины. Где же логика? Если вы утверждаете, что Крым оккупирован Россией, значит, территорию контролирует Москва. При чем здесь поездки через Киев? Не могут ответить! Блуждают в лабиринтах собственного сознания.
Или другой пример. Евросоюз принимает у себя всех страждущих, мигрантов из Азии и Африки. А крымчанам, якобы мучающимся под дулами пистолетов, визы не дают. Значит, чиновники ЕС врут, что переживают за людей, значит, они, наоборот, наказывают их за «неправильное» голосование на референдуме. Не пускают даже тех, у кого есть родственники в странах Евросоюза. При этом забывают о недопустимости нарушения семейных связей и важности соблюдения принципа свободы передвижения.
— При Порошенко Крым ничего хорошего от Украины не ждал. Отключили электричество, перекрыли воду, прервали грузоперевозки и так далее. При Зеленском можно рассчитывать на потепление отношений?
— Все будет зависеть от того, какую судьбу Зеленский выберет для Украины. У него есть два варианта развития событий со многими подвариантами. Во-первых, он может конфликтовать с Россией вплоть до объявления войны. Ведь вернуть Крым никак не получится. Либо можно признать крымский референдум. Тогда есть перспектива стабилизации отношений с Россией и мирного развития Украины. Иначе Украина разбалансируется настолько, что начнет еще более активно распадаться. Эрозия происходит уже сейчас, так как далеко не все ее части хотят в НАТО, не все готовы отказаться от русского языка, от нашей единой духовной и цивилизационной основы.
С другой стороны, Зеленский может не только признать референдум, но и правильность крымского выбора в целом и повести Украину тем же путем воссоединения. В итоге было бы восстановлено цивилизационное единство России и Украины в рамках большого Союзного государства, в котором пока состоят только Россия и Беларусь. Это было бы для всех самым лучшим выбором с точки зрения устойчивости последующего исторического развития.
Кстати, это очень важный момент. Сейчас идет зачистка пространства вокруг России. Уже откололи грузин, молдаван, болгар, украинцев… Нас «ощипывают», как будто пытаются подготовить к жарке. Но, как говорится, «клиент сопротивляется». В современных условиях, при наличии оружия массового уничтожения, попытка ликвидации восточнохристианской цивилизации может привести к концу человечества. Этого нельзя допустить.
— То есть задача-максимум для России — это принять Украину в свой состав?
— Задача-минимум — это добиться нейтралитета Украины. Оптимальная задача — добиться возвращения украинцев-малороссов домой. У них есть богатый и большой дом, построенный в том числе их руками, — это вся историческая Россия. Даже на берегу Тихого океана живет много украинцев. Создана богатейшая страна. Нужно потерять рассудок, чтобы уйти из родного дома. Между тем уже ясно, что Украину, как говорится, «поматросят и бросят». Так получается уже сейчас. Украинцев превращают в дешевую рабочую силу, а Украину — в колонию, которой даже гордиться нечем. В связи с этим местные националисты сделали своим героем Степана Бандеру. Между тем, как говорил Михаил Ломоносов, «если хочешь лишить человека будущего, лиши его прошлого».
Судя по выступлениям Зеленского, ему не чужда философия. Если он осознает, на какой базе сложилась национальная идентичность его народа, он сделает правильный выбор. Надежда на его здравомыслие есть, тем более что пока он ничего конкретного не сказал. Но если Украина хочет сохранить государственность, она в любом случае должна признать крымский референдум.
— Вы готовы пригласить Зеленского в Крым, чтобы с этого началось потепление отношений между двумя странами?
— Мы всех готовы принять, в том числе Зеленского. Расскажем ему, каким путем надо возвращаться в нашу общую семью. Другое дело, кто ему даст приехать? По крайней мере, в ближайшем будущем у Зеленского не будет политической возможности приехать в Крым. Но я уверен, что когда президент Украины решит выстроить серьезные взаимоотношения с Россией, он должен будет внимательно посмотреть на крымский пример.
Что касается транспортной и энергетической блокады, то все проблемы уже решены. Какое-то время было тяжело. Киев совершил гуманитарное преступление, но Крым справился. Сейчас у нас есть даже излишки электроэнергии.
Сохраняется водная проблема. Мы до 80% воды получали из Днепра. При этом канал строили единой страной. То есть он общий, а не украинский. Как бы там ни было, мы и здесь ищем выходы из ситуации. Перешли на засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры, собираем стоки рек, добываем воду из подземных скважин. Думаем над поиском залежей пресной воды под Азовским морем, опреснением морской воды и так далее.
— Из Крыма регулярно приходят новости о задержании крымских татар, которых обвиняют в терроризме, членстве в экстремистских организациях и так далее…
— Я вам сразу скажу: это вранье. Крымских татар никто не задерживает. Ловят экстремистов, невзирая на их национальность. В регионе в украинские времена укоренилась запрещенная в России организация «Хизб ут-Тахрир». Некоторые члены Евросоюза и многие мусульманские страны тоже считают эту организацию экстремистской. Однако, как ни странно, Брюссель обвиняет Россию в задержании ее членов. Так пусть разрешат их у себя! Фактически эта организация является «предвербовщиком» запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».
Информационный шум вокруг крымских татар — это продолжение информационной войны против России. Любой повод используют для создания ложных новостей, очернения нашего имиджа на международной арене.
Родина всех татар, а теперь и крымских, — Россия. После непродолжительного отсутствия они вернулись в свою семью. Мы уважаем крымских татар и будем заботиться не только о тех из них, кто является нашим гражданином, но и тех, кто живет за рубежом. Их патронами не будут отщепенцы, которые бросили свой народ и сбежали в Киев. Лидеры так не поступают, они до последнего остаются со своим народом.
Крымские татары получили государственный статус для своего языка в Крыму. Это значит, что они могут учиться на родном языке, создавать собственные СМИ, поддерживать и развивать национальную культуру. Крымских татар всего 13% от общего населения Крыма, но они занимают руководящие посты во многих органах государственной власти. Кроме того, все мечети получили законный статус, чего не было во времена Украины. Строится соборная мечеть в Симферополе. При поддержке крымских властей сотни крымских татар ежегодно ездят на хадж.
На этом фоне мы просим предоставить такие же права русским на Украине и в странах Прибалтики, однако нам отказывают. На Украине у нас были сильные организации соотечественников, но сегодня они все обезглавлены. Сотни человек сидят в тюрьме по ложным обвинениям в «шпионаже» и «сепаратизме». В других государствах тоже дают волю антироссийской истерии. Например, в Польше в тюрьме уже три года томится известный политический деятель Матеуш Пискорский, который был координатором группы иностранных наблюдателей на референдуме в Крыму. Он поддерживал право крымчан быть вместе с Россией. За это его обвиняют в шпионаже! Но так можно бросить за решетку любого, кто говорит что-то, идущее вразрез с позицией властей. По существу, упомянутые страны захвачены тоталитарными нацистскими режимами.
Члены Международной ассоциации друзей Крыма, собравшись, как я уже упоминал, в рамках ЯМЭФ‑2019, подписали коллективное обращение в поддержку Пискорского в адрес Президента России, Европарламента, Федерального собрания Российской Федерации, парламентов стран Европы.
Или член Международной ассоциации друзей Крыма Альгирдас Палецкис… Он живет в Литве и предложил местной команде по баскетболу сыграть товарищеский матч с ребятами из Крыма. Тоже бросили за решетку! Обвинили в шпионаже. При этом он даже не выступал в поддержку референдума в Крыму.
Мы призываем всех здравомыслящих людей на Западе прекратить антироссийскую истерию и преследование тех людей, которые считают, что нужно жить в мире. Тем более что нас не в чем обвинить, кроме проведения независимой политики и защиты своих соотечественников от уничтожения.