Вашингтон отказался обнародовать данные о своих ядерных арсеналах. Впервые, начиная с 2010 года, цифры ядерных боеголовок, их носителей, стоящих на вооружении и хранящихся на складах, оказались засекреченными для общественности. Эксперты считают, что такая позиция Вашингтона – первый шаг к разрушению российско-американского Договора СНВ-3, предполагающего обоюдную открытость сторон.
О засекречивании США количества своих ядерных вооружений стало известно недавно, после того, как Федерация американских ученых (Federation of American Scientists (FAS) – организация, отстаивающая открытость правительства США в вопросах национальной безопасности, обратилась с традиционным запросом в Минэнерго (исполнительный департамент правительства США, отвечающий за энергетическую и ядерную безопасность США), попросив предоставить экспертам FAS данные о численности ядерного оружия в стране.
Впервые, начиная с 2010 года, американским ученым было в этом отказано. По данным газеты The New York Times, в ответе говорилось: «После тщательного рассмотрения было принято решение, что данная информация не может быть раскрыта в настоящее время».
Время, когда она может быть равкрыта, не уточнялось, что вызвало недоумение у представителей FAS. Ученые напомнили, что вопрос об открытости этих данных окончательно был решен во времена Обамы. Именно тогда, после долгих споров между представителями президентской администрации и Пентагона, Хиллари Клинтон, которая на тот момент являлась госсекретарем, заявила: данные о численности ядерных арсеналов будут регулярно предаваться гласности, так как, скрывая их, неправомерно требовать от других стран ядерного разоружения.
Тогда же она сообщила, что всего, начиная с 1967 года у США имелось 31255 ядерных боезарядов. К 2010 году их число уменьшилось на 84%. С 1994 по 2009 год Штаты демонтировали 8748 ядерных боеголовок, а количество нестратегических ядерных боезарядов за это время сократилось на 90%.
Но даже тогда, г-жа Клинтон умолчала о том, сколько боеголовок находилось в резерве, сколько хранилось на складах, ожидая демонтажа и главное – сколько имелось тактических ядерных бомб. А между тем, по данным аналитика FAS Ханса Кристенсена, США только на шести своих авиабазах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции держали на тот момент порядка 200 – 240 тактических ядерных бомб.
В последний раз точные данные о ядерном арсенале Шатов Пентагон открыто публиковал в октябре 2018 года. Тогда сообщалось, что на март 2017 года у США имеется 673 оперативно развернуых стратегических носителя – межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подлодок и тяжелых бомбардировщиков – с закрепленными за ними 1411 ядерными боезарядами. Всего в ядерном арсенале Пентагона тогда числилось 3822 ядерных боеголовки, что на 196 единиц меньше, чем годом ранее.
Россия тогда располагала 501 развернутым носителем ядерного вооружения с 1561 ядерным боезарядом на них, а также 790 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками.
И вот теперь, считают военные эксперты, отказ американских властей представить информацию о наличии ядерного оружия даже собственным специалистам, говорит о том, что они готовят следующий шаг – закрыть такую информацию для всего мира. Этот шаг в перспективе способен разрушить систему объективного контроля в рамках Договора СНВ-3, без которого российско-американские договоренности в области ядерных вооружений не смогут полноценно выполняться.
Что заставило администрацию Трампа засекретить свои «ядерные» данные? Эксперты «МК» считают, что в основе такого решения лежат как политические, так и экономические причины.
Что касается политики, то это – желание оказать давление на Китай, который не хочет раскрывать собственную информацию такого рода. А экономическая причина состоит в том, что ядерные арсеналы США стремительно ветшают. И несмотря на то, что Вашингтон в последнее время пытается наращивать свои ядерные вооружения за сет новых систем, с поддержанием в боеготовности старых арсеналов, там возникли серьезные проблемы. Процесс связан со старением активных материалов, применяемых для изготовления ядерного оружия, и ограничением возможности его нового производства. В частности, плутониевой «начинки» для бом, срок службы которой ограничен 30 годами.
Однако, как считает руководитель Ядерного информационного проекта в FAS Ханс Кристенсон, все эти причины никак не могут служить оправданием позиции администрации Трампа, которая пытается закрыть данные о своих ядерных вооружениях. Он называет такую позицию Белого Дома контрпродуктивной и напоминает, что Россия, в отличие от США, не скрывает от мира данные о количественных показателях своего ядерного арсенала, который сегодня насчитывает порядка 4350 боезарядов.