Site icon UASTEND.NEWS

Мини-Назарбаев: чего добился Токаев за месяц правления Казахстаном

Касым-Жомарт Токаев занимает должность врио президент Казахстана уже больше месяца. За этот небольшой срок в нем успели разочароваться практически все, кто ждал отставку Назарбаева. Зато новый глава государства полностью оправдал доверие своего предшественника.

Токаев стал временно исполняющим обязанности президента Казахстана 20 марта. Впрочем, местные СМИ с первого дня не замечали приставку врио.

Первым делом исполняющий обязанности президента Казахстана переименовал столицу республики Астану в Нурсултан, в честь первого президента Нурсултана Назарбаева. Через месяц экс-глава Казахстана выдвинул Токаева кандидатом в президенты, выбирать которого будут 9 июня. С одной стороны, многие казахстанцы в шоке от переименования столицы, а с другой – рады тому, что Назарбаев не передал власть своей дочери Дариге, которая пока занимает пост главы парламента. Впрочем, первый президент республики тоже никуда не ушел. Он возглавляет Совбез Казахстана, концентрируя в своих руках основные рычаги власти.

Как бы там ни было, на постсоветском пространстве уже не раз авторитарные лидеры пытались стать «серыми кардиналами», оставив во власти своих марионеток. Однако, например, в Киргизии и в Армении из этого ничего хорошего не вышло. Тем временем Токаев, находясь у власти всего месяц, уже совершил официальные визиты в Россию и Узбекистан.

В Москве и Ташкенте Токаев подтвердил прежний курс развития Казахстана, подчеркнув при том стратегическую важность дружбы со своими соседями. В ответ российские власти предложили ему построить в республике АЭС. К 2030 году Казахстан столкнется с дефицитом электроэнергии, поэтому объект республике жизненно необходим. Но чиновники никак не могут решиться на его возведение. Сначала не могли выбрать место, а теперь выбирают страну, которая поставит технологии. Помимо России свои услуги могут предложить США, Франция, Китай и так далее.

Во внутренней политике Токаев тоже пока не предложил ничего нового по сравнению с тем, что делалось во время президентства Назарбаева. Даже состав правительства остался без изменений. Вместе с тем врио главы республики активно раздает «подарки» бюджетникам, чтобы купировать возможное недовольство от перестановок на высшем уровне государственной власти. Например, в бюджет на 2019-2021 годы внесли поправки для повышения зарплат низкооплачиваемых работников на 30%. Туда же вписали расходы на создание Канцелярии Елбасы (первого президента Казахстана).

На реализацию первой задачи выделили 37 миллиардов тенге (свыше 97 миллионов долларов), для второй зарезервировали 1 миллиард тенге (свыше 2,6 миллиона долларов). Параллельно с этим, Токаев подписал закон о повышении адресной социальной помощи до 70% от прожиточного минимума и пообещал выдать малоимущим семьям 40 тысяч квартир.

Кроме того, Токаев перенес с 1 сентября 2019 года на 31 марта 2020 года переаттестацию полицейских. Тем самым он спас многих из них от увольнения. Благодаря массовым сокращениям силовиков, в МВД надеются поднять зарплату оставшихся сотрудников, выдать им новое обмундирование и так далее. Реформу полиции запланировал еще Назарбаев, но в новых условиях ее решили немного сместить во времени.

Вместе с тем Токаев выступает за сближение чиновников с простым народом. По его словам, местные власти должны использовать все виды коммуникации, чтобы достучаться до рядовых граждан. По его словам, обычного составления отчетов теперь будет недостаточно, помимо этого надо ездить по регионам, общаться с людьми и так далее. Видимо, желая показать пример открытости, врио президента завел аккаунт в Инстаграме.

Что касается вопроса о языке, то здесь Токаев последовательно придерживается мнения Назарбаева. Во-первых, он за переход на латиницу. Однако он раскритиковал трехязычие, которое собирались ввести в школах Казахстана. Он считает, что дети должны сначала выучить казахский и русский языки, и только после этого нужно браться за английский.

Толганай Умбеталиева, политолог из Казахстана:

– За этот маленький промежуток времени Токаев нарушил очень много статей и законов, которые раньше были приняты в Казахстане. Это привело к некоторому противостоянию с молодым поколением. Ребята выступили против переименования столицы и в итоге многих задержали, включая людей, которые просто прогуливались по парку. Я думаю, это не хорошо, что его приход начинается с протестов. Хотя, конечно, уровень протестного настроения в Казахстане и так был высокий, но Токаев только усугубил недовольство.

Еще один негативный момент — его решение строить атомную электростанцию. Он уже начал выезжать за рубеж и обсуждать такие вопросы, хотя у него нет подобного рода полномочий. Поэтому за тот месяц, как он стал врио, сложно назвать что-то хорошее.

Эта практика показывает, что для Токаева важнее договариваться с экс-президентом Назарбаевым, нежели с обществом. Что касается реформ, то они невозможны, если не будут согласованы с Назарбаевым. Токаев никогда не проявлял самостоятельность, он политическая одиночка, не связанный с элитными группами, поэтому его политический вес завязан на Назарбаеве. Изменения возможны, но только краткосрочного характера.

Его победу на выборах обеспечит административный ресурс. Думаю, ему не предложат результат в 80% голосов, потому что это будет слишком близко к Назарбаеву, а он лидер нации. Такая цифра экс-президенту не понравится. Скорее всего, итоговый результат будет от 60% до 75% голосов. Этого будет достаточно, чтобы не вызывать сомнений у внешнего окружения, что он имеет поддержку среди населения.

Аркадий Дубнов эксперт по странам СНГ:

– По итогам месяца ничего определенного сказать нельзя кроме того, что он был президентом назначенным, но не избранным. Теперь у него должна быть легитимность президента, подтвержденная электорально После 9 июня он ее получит, и тогда можно будет что-то говорить. Во всяком случае, я слышал, что он будет очень много внимания уделять здравоохранению народа. Раньше видимо они не уделяли, а теперь будут. Что касается переименования столицы и так далее — забудьте, попротестовали и все.

Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии:

– На самом деле, не так много времени произошло, чтобы можно было говорить, что Токаев стал независимым от Назарбаева руководителем. Тем не менее, определенная самостоятельность у него есть. Об этом говорит тот факт, что он очень быстро начал перестраивать команду, в том числе пригласив в качестве руководителя администрации Бактыжана Сагинтаева, которого ранее с критикой уволил Назарбаев.

В целом, очень сложно говорить о том, насколько разделены реальные полномочия между Назарбаевым и Токаевым, потому что экс-президент остался главой правящий партии «Нур Отан» и именно эта партия на днях номинировала Токаева в качестве кандидата на пост президента Казахстана. Без этого решения, которое находится в руках Назарбаева, у Токаева не было бы возможности выступить на выборах. Экс-президент сохранил и позицию руководителя секретаря Совета безопасности с пожизненным статусом. А также он возглавляет Фонд Первого Президента, который имеет свои финансовые ресурсы. Это поможет ему оставаться серьезным игроком во внутриэкономической жизни страны

Пока нет четкого понимания того, что Токаев планирует реформировать, потому что ему в первую очередь нужно уверенно выиграть выборы, чтобы получить мандат от населения для дальнейшего управления государством. Есть тактические моменты, которые были предприняты. И это, например, отказ от трехъязычия в школе и переход на двуязычие. И здесь важно не то, что таким образом Токаев показал свою внешнеполитическую ориентацию, а то, что он отменил непопулярное решение. С самого начала программа трехъязычия в школе была плохо проработана с точки зрения методологических материалов и учебников, что вызывало серьезное недовольство у родителей и школьников. Поэтому в такой ситуации он набрал какие-то очки, которые позволят ему говорить, что он готов что-то менять. Пока сложно говорить, насколько серьезным будет его независимость и автономность в процессе принятия решений сейчас и после выборов. Нужно будет смотреть по конкретным шагам.

Источник

Exit mobile version