Пока команда избранного президента Украины делит портфели, а сам Владимир Зеленский готовится к инаугурации, в окопах Донбасса неспокойное затишье. Жители непризнанных республик вместе с солдатами Вооруженных сил Украины (ВСУ) ждут изменений. Даже в нацбатах, которые еще вчера выступали против Зеленского, с жадностью ловят слова будущего главковерха. Одни ждут мира и дембеля, другие – возврата территорий силой.
Ясно одно – нынешнюю проблему неподконтрольного Киеву Донбасса оставить нельзя. На что решится Зеленский, пока не знают даже его ближайшие соратники. А значит, не исключено, что отряды ВСУ и нацбатов все-таки могут поднять на «освободительную» операцию против мятежных республик. Мы попытались разобраться, на что сейчас способна украинская армия и где можно ждать удар украинского воинства.
Беззубый «пес войны»
Уже год минул с тех пор как работает закон «О реинтеграции Донбасса». Эксперты оказались правы: замена названия карательной операции с АТО (антитеррористическая операция) на «реинтеграцию» ничего не дала. Назначенный в феврале 2018-го генерал Сергей Наев, который заслужил кличку «пес войны», оказался не лучше своего предшественника. Все, на что хватило главкома сил бывшей АТО – организация неуклюжих вылазок в сторону Горловки и Донецка. Да и те закончились потерями. С тех пор украинское разношерстное воинство все также бестолково толпится у границ мятежных республик.
Под конец своего президентства Порошенко все же сместил Наева. Видимо, за беззубость. Новым главкомом назначен генерал-лейтенант Александр Сырской.
Сейчас на фронтах украинской гражданской войны затишье – шоу «президентские выборы-2019» позволило на время отложить винтовки. Однако «сушить весла» украинская армия и нацбаты не собираются. Пока Зеленский не определился, как он будет решать вопрос с миром или войной на востоке своей страны, Порошенко способен спровоцировать свою «лебединую песню» на Донбассе – бросить войска в бой. Это значит, завтра украинскую армию снова могут погнать в бой. С чем пойдет ВСУ на ополченцев? Особая надежда у украинских войск на танки.
Броня крепка, но бестолкова
Как и в 2015-м вооруженные силы Украины разделены на четыре оперативных участка: «Север», «Юг», «Восток» и «Запад». Понятно, что именно «Восток» сегодня в приоритете. Именно на это направление идет и «железо».
Номинально, в бронированном «железе» у Украины недостатка нет. Инженерные команды и техники готовы поставить на ход больше тысячи танков. Все это наследие эпохи СССР – три дивизии из Т-62, Т-64, Т-72 и даже Т-80. Пока из этой горы металла удалось собрать пять танковых бригад и четыре отдельных танковых батальона – на большее пока не хватает ни запчастей, ни горючего, ни снарядов. Да и качество расконсервированного бронетанкового украинского «кулака» откровенно скверное. Распиаренные украинские танки Т-84 «Оплот» тоже оказались не ахти.
– Эти танки быстро ставили на ход, обвешивали для защиты всем, чем можно – защитных экранов и динамической защиты катастрофически не хватает – и гнали на передовую, – поясняет «МК» эксперт по вооружениям Алексей Леонков. – Но все, что мог делать этот «чудо-танк» – это ехать. И то не всегда. Говорят «Оплот» глох даже на марше. Ну как на нем воевать?
Выходит, что у Украины отлично с количеством, но никак не с качеством тяжелой бронетехники. Однако отмахиваться от «вэсэушной» «брони» на Донбассе все-таки не стоит. Дамокловым мечом все еще нависают на донецком и луганском направлениях две отдельные танковые бригады – 1-я и 17-я. Обе укомплектованы сотней модифицированных Т-64М «Булат» с хорошо обученными экипажами. Есть предположение, что именно эти две танковые бригады первыми двинут на прорыв.
Вместе с хорошо поставленным взаимодействием с артиллерией они способны доставить хлопот обороне непризнанных республик.
Артиллерия ВСУ: дефицит огня
Номинально, украинская артиллерия и вправду впечатляет уже одним своим списком. Теоретически ВСУ к передовой могут подогнать полторы тысячи стволов разного калибра. Там и пушки-гаубицы Д-20, гаубицы Д-30, и противотанковые «Рапиры», которые засыпают фугасом и каменным крошевом мирное население Юго-Востока. Ракетно-реактивный козырь укроармии – 400 «Градов», 70 «Ураганов» и столько же «Смерчей».
В списках и особо разрушительный «джокер» – 90 тактических ракетных комплексов «Точка-У». Комплекс старый, зато крайне эффективный. С июля 2014-го в интернете остались снимки воронок от разрывов этих ракет под Саур-Могилой. Попади такая в жилой дом – спасать из-под завалов будет уже не кого. По официальным данным, еще 300 ракет для «Точки-У» припасено у ВСУ для «сепаратистов».
Есть также самоходки. Украинские генералы могут подтянуть к передовой больше тысячи самоходных стволов. Включая «Акацию», «Тюльпан», «Мста-С», «Гиацинт» и «Пион».
Однако на деле эта ракетно-ствольное воинство в бой можно бросить лишь эпизодически. Причина проста – на Украине нескончаемый снарядный голод. «Котлы» первых лет гражданской войны, а также частые пожары на складах серьезно поистрепали украинскую артиллерию. Все, что осталось на складах – лютая «просрочка» производства 1950-1970-х годов. Да и ту почти полностью расстреляли за первые два года войны. Трудно поверить, но страна, которая после развала Союза претендовала на космическую державу, за пять лет так и не наладила боеприпасную отрасль.
Пилюлю снарядной нехватки делают чуть слаще соседи – Польша, Венгрия вместе с Румынией и Чехией тайком подкидывают бывшее советское наследие. Но и этого не хватает. Поэтому толку от сотен САУ немного. Они быстро дожрут и без того скудный снарядный арсенал.
Так что реальный огневой вал могут создать только «старушки» 152-мм пушки-гаубицы Д-20, да ветераны Афгана – гаубицы Д-30.
Авиация Украины: глубокий штопор
До 2017 года в распоряжении генералов ВСУ было три бригады тактической авиации. Жалкие десяток фронтовых бомбардировщиков Су-24 и два десятка штурмовиков Су-25 ничего не могли толкового сделать на Донбассе. С истребителями тоже была беда – в небо можно было поднять не больше двух десятков МиГ-29 и десять Су-27.
Разрабатывалась вся эта техника в советское время в российских КБ и строилась в основном на российских заводах. После того, как в 2014 году Киев разорвал все военно-технические связи с Россией, остаткам украинского авиапрома остается самостоятельно поддерживать в эксплуатации старые советские самолеты. Как результат – участившиеся катастрофы в ВВС Украины. Средний налет тоже не велик – под 50 часов в год. При научной норме – 150-200.
От авиации в братоубийственной бойне на Донбассе толку не много. Первые дни АТО показали – массово «литаки» не применить – не хватает ни топлива, ни боеприпасов, ни пилотов. Пускать малыми группами и поодиночке – опасно. Можно впустую растерять то немногое, что еще хоть как-то летает и стреляет. Поэтому на авиационную поддержку армии Украины вряд ли стоит рассчитывать.
Больше всех беспокоят ополченцев Донбасса операторы 383-го полка. В их распоряжении целый рой летающих дронов: два десятка Spectator, пять «Фурий» и 72 мелких американских RQ-11 «Raven» («Ворон»). Они не только «глаза и уши» ВСУ, но и при желании небольшая, но все же ударная авиация.
Больше «мяса» – крепче фронт
Даже разгромные для нынешней власти Украины президентские выборы не остудили пыл Рады. Для того, чтобы обеспечить в нужном количестве на передовой «пушечное мясо», украинские депутаты хотят утвердить понятие «особого периода». Согласно проекту закона, резервист будет обязан носить погоны ВСУ до полугода. Более того, украинский президент особым указом может еще накинуть к службе по полгода на брата. Таким образом, Киев может «набить» армию резервистами даже без объявления мобилизации.
Это закон добавит еще больше «пушечного мяса» на Донбасс. А его и без того там было предостаточно. Так, сегодня к бою готовы не меньше 100 тысяч «штыков». В «уме» у генштабистов «незалежной» еще 60 тысяч резерва. Из них 20 тысяч те самые резервисты, которых хотят обуть в армейские сапоги по новому закону. Приплюсуйте сюда еще численность нацбатов, которую не знают даже в штабах украинских сил. Примерная оценка – 30 тысяч человек. Если из этого всего вычесть силы, необходимые для охраны госграницы и правопорядка, то получим внушительные 70 тысяч человек. Сегодня это и есть основная ударная сила Украины, которую способен Киев бросить в бой, чтобы диктовать свою волю.
Куда именно может ударить вся эта масса войск и бронетехники? Вот что рассказали на этот счет эксперты «МК».
Донецкий фронт: где ударит укроармия?
Сегодня у Украины на юго-востоке страны два основных направления для атаки: Горловское и Мариупольское. Фигурировавшее еще год назад Донецкое направление, видимо, выпало из оперативного планирования Генштаба «Объединенной операции». За последний год оттуда было меньше всего вылазок и провокаций. И понятно почему – упорное «бодание» на протяжении пяти лет за столицу Донбасса выкачивает слишком много сил и средств у украинских вояк. Видимо, «Наев и команда» больше не хотят забрасывать линию разграничения сотнями трупов «атошников» – боевой дух в рядах ВСУ и так не велик, побегут последние.
Но и без этого против народной милиции ДНР и ЛНР сосредоточены существенные силы. По словам начальника пресс-службы вооруженных сил непризнанной ДНР Даниила Безсонова, на Горловском и Мариупольском направлениях сконцентрированы все силы нынешней «Объединенной операции».
– В любой момент на нас могут пойти десятки тысяч украинских войск. Против нас стоит группировка по последним данным до 100 тысяч человек. Плюс десятки танков и огромное количество артиллерийских стволов, – заключил Безсонов.
Правда, разом эта сотня тысяч «штыков» вряд ли способна пойти в бой. Реалистичный прогноз: на обоих направлениях к бою готовы 30-35 тысяч человек.
На Горловском направлении в атаку могут подняться чуть больше 10 тысяч – это 72-я и 24-я механизированные бригады. Если они решатся на летнее наступление, то их, скорее всего, поддержит 17-я танковая бригада из Донецкого направления. Несколько десятков модернизированных Т-64М «Булат» усилят ударное острие укроармии. Горловское направление также готовы накрыть «Смерчи» и «Ураганы» из 27-й артбригады и 107-го артиллерийского ракетного полка.
Бронированный кулак ВСУ угрожает позициям мятежных республик и с Мариупольского направления. Здесь окопалась 93-я механизированная бригада численностью до десяти тысяч человек. В их парке и танки Т-72, и старые Т-62. Поговаривают и о Т-84 «Оплот». Огнем их готовы поддержать «Ураганы» и «Смерчи» 27-й бригады и 107-го полка. Как и год назад, всю Мариупольскую группировку подкрепляет ударный резерв в виде 36-го батальона морской пехоты.
Однако, к счастью ополчения, все эти группировки и ударные танковые «клинья» пока так и остаются разноцветными стрелочками и кружочками на оперативных картах Объединенной операции.
Еще в 2018-м начальник пресс-службы вооруженных сил непризнанной ДНР Даниил Безсонов в беседе с корреспондентом «МК» сообщил: тотальный недокомплект в украинских частях и низкая боевая мораль держат ВСУ на привязи.
С тех пор ситуация только усугубилась – неопределенность с политикой нового президента Украины пророчит полный раздрай и разложение в войсках. Рискнет ли в таких условиях порошенковская шайка на Донбассе сыграть в свой последний бой?