Владимир Путин, выступая на X съезде профсоюзов, предупредил
о грядущих проблемах на рынке труда. Угроза массовых сокращений становится актуальной в связи с изменениями в структуре экономики, модернизацией производств и ростом производительности труда, на которые рассчитывают власти. “Эти проблемы нужно предвидеть и своевременно решать”, – заявил Путин, пообещав профсоюзам поддержку со стороны государства, которую бизнес, по его словам, не должен рассматривать “как давление или вмешательство” в свои дела.
Съезды Федерации независимых профсоюзов России(ФНПР) проводятся раз в 4 года, а поэтому растягиваются на долгих три дня, в течение которых делегаты заслушивают пространные отчеты, обсуждают новые инициативы и посыпают головы пеплом – на сей раз из-за повышения пенсионного возраста.
“Нам не удалось отбить этот законопроект в целом, однако именно по настоянию профсоюзов в него были внесены серьезные изменения”, – храбрился многолетний лидер организации Михаил Шмаков, переизбранный на съезде на очередной срок. Сейчас ФНПР ставит перед собой новую важную задачу – вернуть прежние границы выхода на пенсию хотя бы для северян. Если, конечно, правительство хочет, чтобы кто-то продолжал работу на Крайнем Севере.
От кабмина к профсоюзным работникам были отправлены социальный вице-премьер Татьяна Голикова и глава Минтруда Максим Топилин, но они, судя по отзывам делегатов, не произвели большого впечатления. Голикова, по сути, повторила свой недавний доклад в Госдуме, по восьмому кругу рассказав про социальный контракт, модернизацию центров занятости, профобучение предпенсионеров и заботу государства о работающих молодых мамах.
Более откровенным оказался спикер Госдумы Вячеслав Володин, признав, что со Шмаковым и его людьми работать трудно, но полезно. “Диалог он ведет сложно, переговорщик тяжелый, – заявил парламентарий, – Но когда взаимоприемлемое решение найдено, держит слово”.
Владимир Путин приехал на съезд в последний день его работы, да еще заметно опоздав. Однако на энтузиазм участников долгое ожидание повлияло скорее положительно: делегаты чуть не отбили себе ладони, приветствуя главу государства – ВВП пришлось несколько раз уговаривать зал сесть.
В своей речи он подчеркнул, что профсоюзы являются одной из самых влиятельных сил гражданского общества. Их главная миссия – защищать человека труда, и для этого ФНПР и ее подразделениям даны самые широкие полномочия. “Понятно, что урегулирование вопросов трудовых отношений не бывает гладким и простым. Зачастую интересы работодателей и профсоюзов кардинально расходятся”, – признал президент. Он призвал делегатов избегать предъявления необоснованных претензий к собственникам предприятий и не заниматься искусственной консервацией проблем. Особенно в свете запланированных трансформаций в экономике.
“Процессы, связанные с обновлением производств, повышением производительности труда, уже идут. И проблемы, возникающие в этой связи в области социально-трудовых отношений нужно решать своевременно”, – подчеркнул Путин.
Президент не стал конкретизировать, что речь идет об угрозе массовых сокращений работников – это аудитории было ясно и без лишних слов. “Надо предвидеть эти проблемы, опираясь на прогнозы ученых и искать компромиссные подходы”, – посоветовал он. Государство, по словам Путина, продолжит помогать профсоюзным организациям отстаивать трудовые права граждан. Однако бизнес не должен расценивать это как давление и вмешательство в свои внутренние дела. “Требования и нормы трудового законодательства абсолютно одинаковы и для частных, и государственных предприятий”, – напомнил ВВП. Если же дирекция будет отказываться от диалога с профсоюзами и препятствовать их деятельности – это самоуправство и повод для обращения в прокуратуру, добавил он.
Михаил Шмаков в ответном слове перечислил инициативы и пожелания к правительству и Госдуме, которые участники съезда сформулировали за три дня работы. В списке оказались и призывы оторвать МРОТ от прожиточного минимума, привязав его к минимальному потребительскому бюджету, и требование вернуть независимость Росстата от ведомств, чтобы можно было доверять его цифрам, и просьба ограничить рост тарифов для населения. “Иначе получатся ножницы (в доходах и расходах), которые могут всех зарезать”, – предупредил Шмаков.
Также глава ФНПР от имени съезда высказался за введение нулевой ставки НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума, прогрессивный подоходный налог и увеличение налога на дивиденды от акций. В общем, “если богатые не хотят новой классовой войны – пусть платят за мир”. “Тем более, что несмотря на либеральнейшее налоговое законодательство, деньги как утекали за границу, так и утекают”, – заявил Шмаков.
Почему-то именно эти слова особенно задели Владимира Путина за живое. “Капиталы не только утекают, но и притекают во все большем объеме, – заметил он, – Причем наиболее крупные инвестиции приходят с Кипра и Нидерландов – это ни что иное, как репатриация капиталов. Доверие к нашей экономике у бизнеса есть, но нет доверия к защите интересов. Поэтому предприниматели все еще предпочитают уходить под другую юрисдикцию. Но мы над этим работаем”.
Остальные инициативы профсоюзов в социальной сфере и налогообложении Владимир Путин предпочел публично не комментировать, пообещав, что диалог по ним будет продолжен.