Перед тем как уйти в отставку премьер-министр Украины Владимир Гройсман успел принять новые нормы украинского правописания. Жители республики оказались в шоке от реформы, так как их вернули в реалии начала ХХ века. Причем даже в те времена так разговаривали только в глухих селах.
Гройсман одобрил реформу языка 22 мая. Как сказано в документе, это было сделано для того, чтобы унифицировать нормы правописания. Изменения готовили в Минобразования и науки и Национальной академии наук (НАН) Украины. До этого украинских язык на законодательном уровне корректировался только в 1992 году. По оценкам украинских специалистов, изменения давно назрели. В среднем корректировать язык нужно каждые 20 лет. Однако современная редакция вернулся к жизни некоторые особенности 1928 года.
Глава министерства образования и науки Украины Лилия Гриневич утверждает, что власти специально решили вернуться к прошлому, чтобы спасти «репрессированные» советской властью нормы языка. В свою очередь директор Института языкознания НАН Украины Богдан Ажнюк сравнил язык с формой «символичного доминирования».
Теперь в украинском языке считается нормальным заменять буква «а» на «я», например: «клясика», «клясичний», «перший клас» – «перша кляса». В язык ввели феминитивы членкиня, агентка и боксерка. Под каток «унификаторов» попали греческие слова, там букву «ф» заменили на «т»: анафема превратилась в анатему, миф — в мит, мифология — в митологию, Афины в Атени. Даже главу Православной церкви Украины на украинском языке нужно называть не Епифаний, а Епитаний, а Феодосия стала Теодосией.
Члены и членькини экспертного сообщества, которые участвовали в разработке новых норм, говорят, что ни о чем подобном они не знали. Например, педагог из Кировограда (Кропивницкий) Богдан Стасюк заявил таких пунктов не было в первоначальном проекте документа, и представители общественности подобных предложений тоже не вносили.
Даже в школах Киева преподавательский состав оказался обескуражен нововведениями. Украинская журналиста Олеся Медведева утверждает, что учителя в школе ее ребенка надеются, что новые власти отменят реформу, а уходящую правящую элиту больше не допустят до управления государством. Нынешним выпускникам школ повезло, они будут сдавать экзамены по старым правилам, а вот в следующем году детям придется тяжело, ведь они говорят вовсе не том языке, который теперь считается официальным.
Большинство украинцев сходится во мнении, что власти руководствовались вовсе не желанием усовершенствовать родной язык, а стремлением сделать его как можно более не похожим на русский. Между собой украинцы называют «унификацию» языка обыкновенным рогулизмом (рогули — на украинском жители деревни, которые не усвоили городские обычаи и культуру). Учитывая, что ранее в стране был принят закон о тотальной украинизации, по которому в стране можно разговаривать только на одном языке, а за использование других вас могут оштрафовать, команда Петра Порошенко решила оставить после себя действительно незабываемый подарок.
Правда, для украинцев еще не все потеряно. Новый президент Украины Владимир Зеленский может отменить закон об украинизации и правки в правописание. В частности, Венеццианская комиссия уже получила запрос с просьбой оценить закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», заявили в пресс-службе Совета Европы.
О языковых перипетиях «МК» рассказали эксперты:
Ростислав Ищенко, украинский политолог:
«В 1992 году провести подобного рода реформу и поменять правописание предлагал известный националист, вице-премьер-министр и литературовед Николай Жулинский. Это было нужно для того, чтобы максимально развести украинский и русский языки. В принципе никакого смысла в этом нет. О подобных реформах говорят, когда население уже привыкло писать или говорить иначе. Например, слово «кофе» имеет не только мужской, но и средний род. Привели норму в соответствии с тем, как говорят люди.
Но когда народ пишет через «ф», а его пытаются писать через «т» – это приведет к снижению общего уровня грамотности. Большая часть населения будет писать так, как научились раньше и реформа коснется детей, которые учатся в школе. Все это не слишком отразится на широких массах и не приведет к протестам»
Вадим Карасев, киевский политолог:
«Эти изменения — медвежья услуга сторонникам языкового закона. Они настолько усложняют, а главное архаизирует украинскую речь, что даже сторонники монолингвистического подхода несколько удивлены. Также, это может только усилить сопротивление реализации нового языкового закона со стороны русскоязычного населения. Уверен, Зеленский будет вынужден заняться этой проблемой и оспорит эту новацию»